Мы уже успели поговорить о том, сколько немецких танков было уничтожено во время операции «Цитадель», а также затронули тему трудности подсчета. С советской стороной ситуация точно такая же, если и не хуже.
Связано с это тем, что знаменитая битва под Прохоровкой чуть не стоило генералу Ротмистрову, командующему 5-й гвардейской танковой армией его военной карьеры, военной карьеры. Первый кто доложил Сталину о потерях, был Василевский, да и то он указал их лишь в процентах, при этом им были взяты 2 дня боев, вместо пяти.
Однако, у нас есть донесение, которое указывает на то, что с 12 по 16 июля части 5-й гв. ТА потеряли 334 танка и САУ.
Наибольшее количество споров связано со сражением на станции Прохоровка, куда приходится основная часть потерь. В журнале 5-й гв. ТА есть число – 299 танков, однако есть данные что число потерь составило 335 танков и САУ, из которых 199 единиц приходится на 12 июля. Советский полководец Труфанов приводит данные, что 12 июля погибло 334 советских танка и еще 19 САУ.
Создается колоссальная неразбериха, в которой до сих пор пытаются разобраться отечественные специалисты, вроде В.Н.Замулина. Современный исследователь приводит такие числа: всего в сражении участвовало 609 танков и САУ, погибло 348 машин, из них 203 безвозвратно. Другой исследователь, Лев Николаевич Лопуховский, склоняется к 383 единицам, из них безвозвратные потери от 220 до 235.
На данный момент, данные которые озвучены в Военной энциклопедии, издаваемой от министерства обороны РФ озвучена цифра в 350 потерянных танков и САУ. При этом указывается, что генерал Ротмистров потерял 70% во время однодневного сражения(!!).
Но, на Южном фасе Курской дуги принимали бои части Воронежского фронта, которые в итоге потеряли 1254 танка безвозвратно из 2924 с 5-го по 20 июля. Также есть данные, что общие потери составили 1571 танк и САУ, из них 737 безвозвратные, эти данные подавали Сталину, явно заниженные, но он был не дурак, и все прекрасно понимал. Немецкий генерал Эрих фон Манштейн называл цифру 1800 уничтоженных советских танков, но суть в том, что это лишь домыслы, пускай и талантливого немецкого генерала.