Найти тему
LBS - бизнес-истории

“Давай позже” - 6 правил работы с клиентами (2 истории про время и деньги)

Разнесём взаимодействие с клиентом на примерах с копирайтером (подставьте вместо него любого специалиста, оказывающего услуги). Выводы в конце.

Ситуация 1

Нет, стоп. Спойлер - конфликты начинаются с трёх условий:

  • Когда клиент больше, чем обычный заказчик (давно работаем, хорошие отношения, на “ты” перешли, сериалы друг другу советуем и т.п.)
  • Когда специалист додумывает что-то за клиента
  • Когда стесняется с самого начала (!) и твёрдо (!) озвучить условия работы

Перенесёмся в 20-ые числа декабря.

Перед вами копирайтер и его Клиент - с большой буквы. Работают почти год, много текстов создали, отношения чудесные - сказка, а не сотрудничество.

Клиент ставит задачу: “Александр, нужно 3 статьи вот таких, чтоб ударно год закончить. Напишете?”

Александр рад безмерно - затишье с середины декабря. А тут отличная возможность заработать, чтобы на карманные расходы первых чисел января хватило.

Впрягается, готовит тексты, вылизывает их, гонорар распланировал куда потратить, отправляет работу клиенту…

А оттуда через день, как из склепа, глухой ответ: “Отпишусь уже после Нового Года”

Это 28 декабря.

Вроде бы рабочие моменты. Но человек сделал работу! Он рассчитывал на гонорар. Вы поставили ему задачу! Не говорили в ней про “следующий год”.

В итоге до 5 января копирайтер прождал. Неплохой разрыв во времени, да? Сделал работу, а потом соси палец.

Ситуация 2

Пишет в Фейсбуке владелец услуговой компании. Не клиент копирайтера, но пересекались на мероприятиях, общались, советовались - отношения старых знакомых.

- Мол, Александр, так и так, сайт вообще не конвертирует - помогите.

Ок - святое дело. Обсудили условия, составили вопросы, клиент отвечал оперативно.

Копирайтер готовит текст, идеи, предложения, разные варианты под сегменты ЦА… Ух, щас поборемся за конверсию.

А клиент, который молодцом был ещё недавно, не отвечает.

- Проходит неделя.

Александр поставил себе в план - написать ему, узнать что и как. Но тут заказчик пишет - мол, всё ок, там только один момент, по информации недостоверный.

Александр комментарии исправляет, пишет в чат “исправил” и…

- Опять тишина…

Прошло 3 недели.

С одной стороны копирайтеру плевать - не его забота (у кого сайт не продаёт?). С другой - он с клиента предоплату не брал (это ж типа свой, знакомый уже), а тот тоже не спросил первый, нужно ли деньги переводить.

В итоге работу выполнил, время и силы потратил - а теперь сиди жди.

Выводы для частных мастеров:

1. Работайте по предоплате. Всегда! Со всеми! Напишите это капсом с кучей восклицательных знаков и повесьте на рабочем месте.

2. Не додумывайте за клиента, что ему дорого или что ему неудобно. В большинстве случаев вы думаете неверно. Ставьте свои интересы на первое место. Говорите как вам лучше, а когда и если он как-то отреагирует, тогда найдёте компромисс. Сколько же раз я наступал на эти грабли, когда думал: “У них точно таких денег нет, надо меньше сумму назвать”, а потом оказывалось, что они готовы были на сумму больше мой стандартной.

3. Пишите первыми. Что-то идёт не по плану или графику? Сразу же пишите. Иначе потом виноватыми окажетесь.

4. Пишите сразу, если что-то не устраивает. Молчание прямо пропорционально неловкости, которую испытываешь, если вдруг решишь исправить ситуацию. Тебе написали: “Отвечу после НГ, ок?”, сразу же отвечай, объясняй ситуацию, что работу-то сделал, что рассчитывал и т.п. Упирай на корректность деловых отношений, но тщательно подбирай слова, чтобы обидно не прозвучало.

5. На проект всегда требуется больше времени, чем вы думали. Выбейте эту татуировку себе на запястье.

6. Подписывайтесь на канал (кнопка вверху) - каждую неделю деловые и карьерные истории.