Найти тему
OperaHD. Новости

РЕАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ «МАЙЕРЛИНГА»

Психологический балет Кеннета МакМиллана вдохновлён королевским скандалом, опасными страстями и отчаянными поступками.
15 октября балет можно будет увидеть в прямой трансляции в кинотеатрах в исполнении The Royal Ballet / Королевского балета. В записи его показы в кинотеатрах начнутся с 10 ноября.

Крон-Пригц Рудольф и принцесса Стафания
Крон-Пригц Рудольф и принцесса Стафания

«Майерлинг» Кеннета МакМиллана, как и многие лучшие балеты этого блестящего хореографа, представляет собой историю человека, ушедшего за грань отчаяния. Для этой работы, заказанной Королевским балетом и поставленной в 1978 году, МакМиллан и его драматург Джиллиан Фримен обратились к историческому событию – трагедии в Майерлинге, скандальном инциденте в королевской семье Австро-Венгерской империи, потрясшем весь континент.

События, произошедшие той ночью в Майерлинге, венском охотничьем замке, который принадлежал кронпринцу Рудольфу, многократно романтизировали, изучали и окутывали ореолом мифа. Но в простейшей своей форме это история о людях, ставших одновременно инструментами и жертвами той гнили, которая разъедала сердце имперской Европы.

Замок Майерлинг с встроенной церковью, Ее алтарь находится на месте спальни, в которой и произошла трагедия
Замок Майерлинг с встроенной церковью, Ее алтарь находится на месте спальни, в которой и произошла трагедия

Утром 30 января 1889 года тела 30-летнего кронпринца Рудольфа и его 17-летней любовницы баронессы Марии Вечера были найдены в его спальне в замке Майерлинг. Возле них лежал пистолет. Были срочно вызваны дядья Марии; труп девушки одели, волосы уложили так, чтобы скрыть входное отверстие от пули. Укрепив тело в вертикальном положении при помощи ручки от метлы, его переместили в карету и отвезли на ближайшее кладбище, где тайно похоронили. Публичное заявление о смерти Рудольфа сначала объявило причиной смерти сердечный приступ, затем – несчастный случай. Наконец отец кронпринца, император Франц Иосиф, официально признал самоубийство сына (но не гибель Марии), потребовал расследования, но быстро отменил этот приказ и велел премьер-министру закрыть дело. До конца своих дней Франц Иосиф хранил стоическое молчание, нарушив его всего однажды словами: «Истина гораздо ужаснее всех версий».

Всего мы никогда уже узнаем, но после постепенного обнародования писем, документов и даже некоторых оправдательных мемуаров картина начинает складываться. Несколько предсмертных записок Рудольфа дают понять, что наиболее дикие теории заговора не имеют под собой основания. В самих записках единственной причиной для убийства и самоубийства названо то, что этого требовала честь Рудольфа. Выдвигались различные предположения: что кронпринц залез в долги; что боялся венгерских националистов, с которыми имел связи; что опасался поразившего его венерического заболевания или безумия, часто встречавшегося в семье с материнской стороны.

Без сомнений, всё это сыграло свою роль. Но Рудольф, кажется, большую часть своей жизни был одержим смертью. Он писал: «Возможность увидеть, как кто-то умирает, и услышать последний вздох… всегда крайне занимательное зрелище для меня». Ему, вероятно, понадобился спутник в смерти, и он начал искать такового задолго до трагедии. В декабре 1888 года он просил свою возлюбленную, даму полусвета Митци Каспар, совершить самоубийство вместе с ним; она известила шефа полиции, который просто написал рапорт и забыл об этом. В конце концов зловещая роль посредницы выпала на долю графини Марии Лариш, кузины Рудольфа и когда-то – его любовницы.Мария поспособствовала роману Рудольфа и впечатлительной Марии (Мэри) Вечера, которую поручила заботам Лариш её мать (по слухам, ещё одна бывшая любовница кронпринца). В своих мемуарах Мария Лариш утверждает, что разрывалась между агрессивными требованиями Рудольфа и долгом перед матерью Мэри, которая возлагала на успех дочери при дворе свои надежды поправить ухудшающееся финансовое положение семьи. Далее Лариш намекает на возможность государственного переворота во главе с Рудольфом и на зловещий заговор, созданный, чтобы это предотвратить. Каковы бы ни были её причины, в письмах того времени прослеживается пугающая история: Мария Лариш поощряла стремление Рудольфа к самоубийству, именно она, развеяв все опасения Мэри, привезла девушку в Майерлинг в ту ночь, которая стала для неё роковой.

То было время коррупции, всепроникающего лицемерия и гротескного декадентства, оставившее отпечаток на всех участниках майерлингской драмы. Трудно не прийти к выводу, что в трагедии была повинна сама эпоха.

Почти 90 лет спустя МакМиллан и Фримен приступили к изучению писем, дневников, официальных отчётов – как опубликованных, так и умалчиваемых. Итогом их трудов стал шедевр МакМиллана, серия образов, поражающих своей драматической глубиной.

Расписание показов и билеты доступны на operahd.ru

Текст: Рэчел Бомонт, ROH. Источник: http://www.roh.org.uk/news/mayerling-fact-and-fiction
Перевод: Татьяна Манук.