На первый взгляд кажущиеся безобидными слова, сказанные ребенку от родителей или других важных людей в его жизни, могут преследовать его всю жизнь, оказывать влияние на него и его отношение к окружающим.
Что может быть обидного в словах: «Когда ты уже учиться начнешь?!». Все завит от эмоций, которые вкладывает в эту фразу, человек ее, произнесший и то, какие чувства испытывает тот, кому она адресована.
К примеру, мама, сказавшая это, может думать: «Мне тяжело заниматься твоими уроками. Я так устала» или «Ты не можешь самостоятельно справиться с ленью, уроками, у тебя нет на это даже желания». Есть ли смысл продолжать? Ведь оглянувшись назад, каждый может вспомнить, что думал сам.
А что в этой простой фразе слышат дети? «Я ей (ему) надоел (а)». «Я ничего не умею, только и делаю, что злю родителей». «Я ленивое и глупое создание».
После этих мыслей все не заканчивается. Ребенок делает выводы о себе и о том, что делает: «Все так сложно, что нет смысла даже начинать пытаться», «Проще таким и остаться» и т.д.
Все, что слышат дети от родителей, очень сильно влияет на них и на их жизнь.
Ребенок в силу возраста не может дать себе ответ на вопрос о том кто он и что он умеет, каковые его возможности в этом мире. Это все он узнает от окружающих: родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей.
Взрослых ребенок воспринимает как сильных и знающих все на свете.
Фильтровать информацию они не умеют, дети не понимают еще, что у каждого есть свое мнение. Так задумано с начала времен: родители передают свой жизненный опыт потомкам. Они передают опыт отношения к разным ситуациям (полезным и опасным), отношения к себе и тем, кто их окружает.
И все это передается ребенку через фразы, через эмоции, которые вкладываются в слова. Все родители хотят, чтобы их чадо было счастливым, уверенным в себе человеком, который добивается успеха и легко контактирует с окружающими.
Будущая жизнь ребенка зависит от его родителей. Слова не только могут ранить, но и воспитать полноценную и успешную личность.
Например, ребенок первоклассник долго сидел над прописями, выводил палочки в ряд. А родитель смотрит и видит, все эти полочки не палочки вовсе, а крючки кривущие и неровные. Не стоит расстраиваться, ругаться и требовать от ребенка переписать и приложить больше усилий. Малыш все-таки старался. Лучше вместе с ребенком сесть и найти самую ровную и красивую палочку в строчках. Так ребенок учится видеть во всем лучшее, выделять это и стремиться сделать еще лучше.
Замечать сильные стороны нужно в любом деле и в любом возрасте.
Акцентируя внимание на неудачах, лишь закрепляет негативный результат. Умение выделять сильные стороны даже в сложных ситуациях – это жизненная философия, которой нужно учиться не только ребенку, но и взрослому.
Помните, что слова имеют большую силу. Учите себя и своих детей позитивному мышлению. Верьте в себя и будьте примером для своего ребенка.