В Scrum-команде есть "владелец продукта", или "product owner". Эта специфическая роль не всегда ясно понимается начинающими командами. Объясняем, кто такое владелец продукта, почему он так необходим и правда ли, что владельцем может стать не только акционер компании?
Владелец продукта — это лидер, который участвует в разработке продукта и несет ответственность за итоги работы. Он определяет приоритетные задачи, принимает обновления в конце спринта, полностью ведет проект.
Нет времени читать полную статью? Есть краткий нарратив
Для того, чтобы обладать такими полномочиями, владелец продукта должен хорошо знать все, что касается продукта: и разработку, и бизнес-процессы, и настроения пользователей.
Владелец в Scrum знает:
- главные потребности пользователя и клиента — чего ждут от продукта и какие боли хотят решить те, кто будут им пользоваться,
- как связать клиента и команду-разработчика, собирает сотрудников под проект,
- что может реализовать команда (какие примерно потребуются сроки и насколько сложным может быть функционал),
- какой функционал дается легко, какие типы задач решаются труднее; он копит опыт о Scrum-команде,
- как продуктивно отбирать эпики для бэклога спринта, при этом учитывает ценности, сложности, пытается предвидеть проблемы и лакуны,
- как активно взаимодействовать с командой, делиться знаниями о проекте, чтобы команда ощущала сопричастность;
- в целом задает общее видение
- и полностью ориентируется в бэклоге продукта, может его менять, детализирует пользовательские истории и представляет самые дальние планы, как будет развиваться продукт.
Он же отвечает за масштабирование или закрытие проекта.
В Scrum есть правило: product owner — это один человек, который отвечает за один продукт. Но вполне возможно, что ему придется взять дополнительные роли в команде или в бизнесе. Зависит от масштаба продукта и других обстоятельств.
Если вы впервые узнали про Scrum и не представляете, как все работает в одной системе, это видео поможет:
Как стать владельцем продукта?
У компаний, которые начинают работать по фреймворку Scrum, возникает такой вопрос. В этой должности важен опыт и гибкие навыки. Не хочется превращать статью в объявление о вакансии, но Product Owner действительно должен быть ответственным, активным и заинтересованным. К тому же, претендент на эту роль должен разделять принципы Agile. А вот если команде можно доверять, то навыки программирования не нужны: неплохо знать, чтобы ориентироваться в сроках, но докторская по информатике не поможет делать продукт сама по себе.
Продуктовый менеджер или руководитель направления обычно становятся на место владельца в scrum-команде. Главное, отбросить старые установки, но оставить знания о компании.
На роль может претендовать разработчик, если достаточно изучит бизнес. Нередко активные scrum-мастера получают новый проект в свое руководство.
Если подходящей кандидатуры нет, в команду приглашают специалиста. Хотя относительно немного компаний выделяют для Product Owner'а отдельную вакансию, это востребованная работа: экспертов мало, но потребность в них высока.
Кажется, подобрать кандидата сложно. Может команда обойтись без него? Тогда она столкнется с несколькими проблемами:
- трудно четко сформулировать цель и проверить результат разработки,
- нужно обрабатывать запросы по продукту из разных источников и как-то отличать, что из этого ключевое, а что нет,
- заботиться об отчетности перед бизнесом.
Получается, даже если фактически владельца нет, кто-то должен выполнять эту работу. Намного удобнее и эффективнее, когда это делает один человек.
Личность — главное, что требуется
Владелец продукта — глобальная роль с расплывчатыми должностными обязанностями. Может сложиться мнение, что он должен делать и знать все. И так как в реальной жизни, а не на презентациях коуча, это невозможно, Product Owner проходит свой путь в организации.
Опорная точка — личностные качества.
Этот человек будет отвечать за успех или провал продукта, защищать перед инвесторами и проводить трудные разговоры с командой, если что-то не так. Product Owner будет центром обмена информации и первым, к кому пойдут с проблемами.
Успешному владельцу продукта необходимы такие качества:
- Все коммуникативные навыки, которые только известны, так как значительная часть его работы — это общение.
- Умение говорить "НЕТ", когда запрос выходит за рамки проекта, и "ДА", когда он улучшает работу. Владелец не просто принимает заказы и пытается удовлетворить все запросы, он должен отделять шум и ставить приоритеты. В противном случае, без фильтра требований, команда или будет перегружена, или очередь разработки забьется на месяцы (что не делает проект гибким).
- Дальновидность, которая не превращается в паранойю: стратегия и план действий необходим, его нужно обсуждать с заказчиками и выгодно презентовать. Но пытаться запланировать детальную дорожную карту — прямое противоречие философии Agile. Предполагается умение быстро ориентироваться и реагировать.
Также владелец выступает адвокатом продукта: он понимает и объясняет продукт. Это трудно, потому что не все слова хвалебные. Бизнес ждет результата, выраженного в деньгах, и отвечать за ошибки или неоправданные ожидания ни один тренинг не научит сполна.
Тем не менее, есть обучение и сертификация на эту роль. Проводят несколько организаций:
- Certified Scrum Product Owner® в Scrum Alliance,
- Certified Scrum Product Owner Training от Scrum Inc.,
- онлайн-курс от 280group,
- в России тренинги предоставляет ScrumTrek и несколько других площадок.
Сертификация обычно проходит как двухдневный интенсив, по результатам которого выдают документ, подтверждающий мастерство.
Что еще важно учесть?
Видение владельца продукта, его роль и сложность работы сильно зависят от того, какой проект создается:
- в коммерческом ПО нужен сильный организатор, который понимает рынок и широкую аудиторию,
- для внутренних программных решений тоже нужен организатор, но тот, кто лучше знает производство, улучшения, которые сделают компанию лучше конкурентов,
- для проектной работы, которая связана с внешним клиентом по контракту, потребуется часто переключаться и вставать на место множества целевых аудиторий.
Для продукт-оунера губительны две проблемы (в череде прочих):
отсутствие полномочий, когда нет поддержки со стороны руководства и команда не может быть эффективной: владелец не может принимать реальных решений;
перегруженность — не хватает времени на решение всего или мало поддержки от команды. Загруженные владельцы оставляют узкие места в проекте, концентрируясь на одном, пропускают другое. Если так, то нужно учиться делегировать и снова расставлять приоритеты.
Роман Пихлер, ведущий эксперт по Scrum и Agile, так говорит про владельца продукта:
Думайте о нем как о человеке, который защищает продукт, который принимает главные решения о продукте, и который вносит последнее слово о продукте.