Найти тему
Родослав Малин

Остались ли в школах учителя?

До введения ЕГЭ у нас в стране существовала система подготовки к ВУЗу: школа-курсы-репетитор. Надо отметить, что на школу в то время ложилась функция именно обучения знаниям, в школах работали учителя.

Люди, желающие поступить в технические ВУЗы шли в физмат-школы, где им объясняли новые темы, показывали физические опыты, проводили лабораторные работы, давали глубокие знания по математике. Для более уверенного поступления в конкретный ВУЗ абитуриенты шли на подготовительные курсы в этот ВУЗ, где преподаватели на занятиях разбирали те типы задач, которые будут непосредственно на вступительном экзамене в этот ВУЗ. А для максимально уверенного поступления в этот ВУЗ нанимался репетитор, который отрабатывал с учеником темы, помогая ученику понять досконально задачи этого ВУЗа. Т.е. школа дала знания, курсы дали представления о задачах, репетитор «надрессировал» на решение этих задач. Эта система с 90%-ой вероятностью гарантировала поступление в этот ВУЗ.

В настоящее время в школах перестали давать знания. Чуть ниже мы разберем причины, по которым это произошло. В итоге функцию выдачи знаний возложили на курсы и репетиторов. Курсы практически сразу перестали справляться с этой функцией, т.к. формат курсов предполагает занятия 1 раз в неделю без лабораторных, без проверок домашних заданий, без внятного контроля.

Таким образом вся тяжесть обучения легла на репетиторов. И тут репетиторы разделились на 2 неравные группы:

- тьюторы, которые натаскивают на ответы в тестах ЕГЭ и готовят конкретно к ЕГЭ или ГИА (их задача в более-менее игровой форме заставить абитуриента угадывать правильный ответ в тесте в полуинтуитивной форме);

- учителя, которые взвалили на себя весь процесс обучения: дают знания, проверяют домашние работы, проверяют эти знания и именно учат предмету.

Надо отметить, что система подготовки к ГИА: современная школа/ тьютор достаточно эффективна для получения средних баллов. Эти баллы позволяют поступить на платные отделения ВУЗов и получить степень бакалавра.

Если же ученику повезло набрать большее количество баллов и поступить на бюджет – начинаются проблемы: отчисления, переводы на платное отделение. У этих учеников не хватает необходимых знаний и навыков решения задач, которые требуются на бюджетном отделении.

В современной школе остановилась передача знаний по ряду причин:

- главная из них заключается в безнаказанности учеников с девиантным поведением (вопрос дисциплины). Если в классе есть ученик, который не выполняет требования учителя и ему за это нет никаких порицаний (пусть даже и есть текущие двойки, откуда-то все равно появляется тройка годовая, которая позволяет перейти с этим классом в следующий), это демотивирует хороших учеников заниматься и слушать учителя. И соответственно педагоги не могут передать знания на надлежащем уровне, а нахождение в классе становится просто опасным.

В школах-конгломератах данная проблема частично решена тем, что есть возможность перевода проблемного ученика из главного здания в другое. Тем самым частично разгружая главное здание в основном от учеников с плохой успеваемостью. Учеников с нормальной успеваемостью, но с девиантным поведением таким образом сдвинуть в другое здание не могут.

Главная проблема в том, что эти дети своим авторитетом становятся выше педагогов и не позволяют ни педагогам, ни детям нормально передавать/получать знания.

Второй причиной остановки передачи знаний стала нацеленность всех школ на средний статистический результат, от показателей которого зависит финансирование школы. Именно это вынуждает директоров требовать от учителей завышать оценки учащимся.

Это завышение отметок привело к трехбалльной системе отметок: 3, 4, 5, где «тройка» означает полное отсутствие знаний. Т.о. все троечники стали хорошистами, все хорошисты – отличниками, а отличники никак не выделены и не поощряются в учебном процессе.

Это приводит к тому, что ученики, видя небрежное отношение к учебе у своих одноклассников и получении ими положительных отметок, сами перестают старательно относиться к учебе. Действительно бессмысленно напрягаться и рваться для получения знаний, если можно получить хорошую отметку и так. Основная масса хороших учеников на перемене перед уроком, посмотрев 3 выделенных абзаца в параграфе, могут хоть что-нибудь ответить и получить хорошую отметку. Но эта информация – вырванные из контекста фразы, которые записываются на «быструю» память ученика и «стираются» после урока, не оставляя ни знаний, ни логических цепочек, ни понимания, ни тем более знания материала. В этой ситуации дети, которые прорабатывают параграф дома, заучивают наизусть определения и понимают логическую связь материала, выглядят в глазах товарищей и своих собственных глупо и жалко, как люди нерационально расходующие свои силы и время («местный дурачок»).

Третья причина – это переход на МЭШ (Московская электронная школа) и докладную форму обучения.

Проекты и презентации не являются передачей знаний от учителя к ученику. Как правило это работа родителей ученика, которую в большей части случаев ученик даже не читал.

Информация, увиденная на экране, будь то общеклассный экран проектора или экран планшета, воспринимается мозгом человека как прошлое, как чужой опыт. И соответственно человек относится к этому как к прошлому, т.е. то, что прошло и его не касается. Как правило большинство людей не ассоциируют себя с героями фильмов, книг, а уж с ассоциировать себя с формулами и буквами практически невозможно. И учителя не могут передать знания, когда их заставляют переходить на электронный вид обучения, этим самым фактически прекращая передачу знаний, оставляя лишь информацию.

Сейчас главной задачей педагога в школе научить ребенка искать информацию самостоятельно. Поэтому учителей сейчас в школах нет.

Понятие учить – это передавать знание, опыт, добиваться осознания темы и умение повторить полученные навыки и знания.