Найти тему
ПостПед

Учим детей мыслить: 6 этапов

Оглавление

Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности. О сложном доступно.

Если вы родитель, то скорее всего не раз сталкивались с тем, что ребенка нужно чему-то обучить. Или, похожая ситуация, хотите чему-то новому научиться самому. Расскажу о теории поэтапного формирования мыслительной деятельности простыми словами, и всего в 6 этапов вы будете открывать в себе или споем ребенке способности.

Разработана данная теория отечественным психологом Петром Яковлевичем Гальпериным в пятидесятые года прошлого века, а предпосылки к ее созданию существуют в ранних работах Выготского. Если кратко, то теория о важности проговаривания действий вслух. Ей часто пользуются учителя (особенно начальной школы), когда просят называть все действия ученика у доски.

Рассмотрим все 6 этапов:

1) МОТИВАЦИЯ.

Часто психологические и педагогические концепции строятся, начиная с данного пункта. Но это не дань традициям, а вполне обоснованный шаг. Без создания мотивационной среды, без понимания «зачем я должен это делать» любая активность проходит медленнее и быстрее угасает. Дети часто мотивированы на учебу, особенно младшеклассники. Поводом к этому служат похвала родителей и учителей, появление авторитета среди одноклассников, приятные материальные бонусы. Важно всегда подбадривать ребенка, не давать мотивации в нем исчезнуть, так ему, банально, будет проще учиться.

2) ЗАДАЧИ.

Важно четко и корректно обозначить план действий, то, что сделать обязательно, причем по шагам, найти опорные точки. Например, в катании на велосипеде это 1) сесть на велосипед 2) найти равновесие. В задачах по математике это дано, найти и решение. Необходимо вносить ясность в деятельность, это поможет корректнее вести умственный процесс.

3) НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ.

С опорой на ранее разработанный план.

4) ГРОМКАЯ РЕЧЬ.

Каждый шаг озвучивается. Например, при работе у доски ученик проговаривает все слова, которые он пишет, включая цифры и символы. Таким образом, план выполнения данного задания закрепляется у него в голове, а проговаривая ученик глубже осмысливает все его аспекты.

5) РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ.

Речь вслух заменяется речью «про себя». Достаточно обдуманный и понятый план действий сводится к основным опорным точкам, по которым и строится внутренняя речь.

6) ОСОЗНАННОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Полный отказ от речи, все компоненты плана осознанны, действие выполняется без затруднений.

Данная теория, безусловно, найдет сое практическое применение не только для помощи детям с домашним заданием, но и взрослым в выполнении каких-либо новых умственных или физических действий.

Если статья была вам интересна, то не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал. Всем знаний!
-2