Многие владельцы лодок почему-то очень негативно относятся к вопросу регистрации лодки в ГИМС и даже изыскивают какие-то лазейки в законах, чтобы этого не делать.
Тем не менее, согласно Кодексу Торгового мореплавания, не подлежат государственной регистрации:
... суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха...
Все остальные маломерные суда надо регистрировать. И по большому счету, ничего сложного в этой самой регистрации нет, если только ваша лодка не самострой.
Если говорить предметно, то наша русская государственная регистрация несет в себе целый ряд очевидных плюсов. Самый первый плюс — это то, что лодка под ГИМСом получает право нести русский флаг. То есть для русского гражданина это является вообще единственной полностью легальной и честной возможностью ходить за рубежом под каким-то флагом. Собственно, как и для гражданина США, допустим, такой же возможностью является только хождение под флагом США.
Существуют способы ставить лодки под флаги различных оффшоров, либо европейских государств, регистрируя там различные фиктивные фирмы и записывая свои лодки на них, но все это является либо дорогим, либо не совсем легальным делом. Причем платить за то, что поставили лодку под иностранный флаг надо регулярно (налоги, платежи в регистры, и иные платежи, связанные с поддержанием фиктивных фирм). Эти расходы могут составить до нескольких тысяч евро в год.
А регистрация лодки в ГИМС стоит, по большому счету, всего 1800 рублей. Конечно, надо еще подготовить лодку к техосмотру и купить недостающие спассредства, если они отсутствуют, но в целом все это обойдется не дорого.
Следующий плюс логично следует из первого: регистрация лодки в ГИМС дает вам железное и неоспоримое право собственности на вашу лодку. В любых водах вы будете находиться под покровительством России. Также вы, скорее всего, не будете платить никаких дополнительных налогов, так как яхты, например, имея маломощные двигатели, в России налогом просто не облагаются.
Лодка под российским флагом может без проблем храниться и обслуживаться на Родине, что может быть и дешевле и удобнее, чем хранение за рубежом. Да и в России застраховать лодку должно быть дешевле, чем в других странах.
И еще: лодка под русским флагом может ходить в наших пограничных зонах. И если в Арктику не все стремятся, то, например, на Черное море или Дальний Восток многие желали бы легко попасть из-за рубежа. Однако под иностранным флагом все это будет практически невозможно.
Среди минусов можно выделить лишь пару вещей — необходимость получения прав на управление судном и ограничения по району плаванья. Впрочем, простейшие мотолодочные права получаются очень легко, об этом я напишу несколько позже, так как сейчас как раз нахожусь в процессе. Момент же с районом плаванья, высотой волны и удалением от берега для небольших лодок — довольно серьезен. Однако, опыт показывает, что в морях вы этот ГИМС вообще скорее всего не встретите, тем более в 12 милях от берега.
Теперь я расскажу о том, как мы ставили нашу лодку на учет в ГИМС после ее растаможки. Я, конечно, поначалу переживал, думая, что это представит какие-нибудь сложности, но на деле все оказалось безумно просто.
Итак, имея на руках таможенный приходный ордер, перевод договора купли-продажи, сам договор и таможенную декларацию, в первой половине дня я явился в выборгское отделение ГИМС. Кроме того я дал инспектору и свой паспорт. Он быстро ознакомился с моими бумагами, снял с них копии и тут же помог мне заполнить заявление на регистрацию судна. После этого — выдал 2 квитанции для оплаты пошлин на общую сумму 1800 рублей. Так же он предложил мне поскорее идти на лодку, потому что в течение получаса он собирался идти на обед, и ему как раз было бы удобно по пути произвести осмотр лодки.
Вообще, инспектора более всего интересовала высота надводного борта. Этот параметр, собственно, и определяет некую сферическую мореходность лодки в вакууме исходя из правил Таможенного Союза. Придя на причал, кстати, он даже не стал спускаться на яхту, а удовлетворился моими собственными измерениями. Я сказал ему, что борт торчит над водой на метр. Правда, поверил он этому несколько неохотно, но сам при этом признался, что руководящие документы ТС, увы, чешут все суда под одну гребенку. Он-то, конечно, понимает, что килевые яхты и мотолодки невозможно сравнивать, так как это совсем разные вещи. Но правила требуют от ГИМС писать вот такие вот дурацкие циферки. «Ладно, хрен с тобой!», - говорил инспектор, стоя на причале, и записывая что-то к себе в книжечку, - «Пусть будет так! Получишь удаление от убежища в 12 миль и волну 2 метра. Большего я для тебя, к сожалению, сделать не могу».
В тот же день я оплатил пошлины и снова пришел в офис инспекции. Инспектор же, даже как-то несколько виновато, сказал мне, что сегодня сделать судовой билет не успеет, и мне нужно прийти завтра с утра. Я нисколько не возражал, и кроме того знал, что на оформление этих бумаг государство отводит целых три дня.
Следующим утром в 11 часов, в Инспекции мне, действительно вручили желанный листок. Вот так теперь выглядит судовой билет. Правда, возить оригинал с собой не надо, достаточно заверенной копии, которую тоже выдал ГИМС.
Теперь только оставалось пройти техосмотр. Но техосмотр судна — это отдельная история, так как для нашей лодки, кроме привычных фальшфееров, требовались еще и спасательные круги, и прочие вещи, наличие которых я прямо так сразу обеспечить не мог. В итоге мы ограничились только изготовлением самоклеящихся номеров на борта, и едва наклеив их — через день мы ушли из Выборга в яхтенный порт Йоханнес.
Как видите — процедура совсем не сложная и не долгая.