"Эй, молодчики-купчики, Ветерок в голове! В пугачевском тулупчике Я иду по Москве!" Это Велимир Хлебников. 20-е годы прошлого века. Как-то актуально сегодня про "пугачёвский тулупчик", нет? Но не о том сейчас. Тема - туризм))). Итак, была у Хлебникова одна особенность. Он не мог долго сидеть на одном месте. Он всё время куда-то стремился. И это стремление занесло его в Персию в качестве штатного лектора при штабе персидской красной армии. Мировая революция шла и там. В Персии у Хлебникова случилась своего рода "болдинская осень". Боевые действия шли мимо него. Он ходил босой, в штанах с оторванной до колена одной штаниной, всё время бормотал что-то или просто шевелил губами. Местное население звало его "русским дервишем". В чайханах бесплатно кормили и поили чаем. Суеверно боялись. Он ведь ещё и будущее вычислял. Математически. Вся затея в итоге не удалась. Остатки персидской красной армии эмигрировали в Советскую Россию. И Хлебников. Вот такая выдалась турпоездка. А как оно сегодня?
Итак, Иран сегодня одна из первых в списке (если вообще не первая) стран по количеству исторических памятников. Перечислить их в рамках формата (да любого формата) невозможно. Но одно только это заявление выглядит неубедительно, поэтому кое-что упомянуть следует.
Тегеран, являясь городом столичным, перестраивался бесконечное количество раз (и продолжает перестраиваться). Какие-то древности найти сложно. Зато в столичные музеи Тегерана стекалось огромное количество артефактов со всей страны. Вас ждут: музей хрусталя и керамики, музей Резы Аббаси (живопись), музей ковров, Национальный музей и т.д.
Следующим пунктом стоит назвать Шираз. Тут также сосредоточены музеи. Кроме того, в непосредственной близости (50 - 100 км) от города находятся Персеполь, Накше-Рустам, Пасаргады, где находятся древние архитектурные комплексы.
Хамадан (Экбатана) имеет ещё доперсидское происхождение. Здесь жил и похоронен Авиценна в одноимённом мавзолее. Здесь жила библейская Эсфирь. (Тут же могила Эсфири и Мардохея).
Шуш (Сузы) ещё более древний город с могилой библейского пророка Даниила и инфраструктурными объектами, построенными пленными римскими легионерами)))
Иран - страна классического туризма, т.е. познавательного, где много надо ходить ногами. Все организационные моменты самостоятельные. Ночлег, транспорт, еда - всё сами. Правда все эти вопросы легко решаются. Люди идут вам навстречу, оказывают всяческую помощь. Хотя и навязывание услуги с двойной маржой имеет место быть.
Перелёт из Москвы в Тегеран (и обратно) от 17 тыс. руб. на апрель с пересадкой в Баку. По территории страны можно также вполне пользоваться авиатранспортом. Скажем, из Тегерана в Шираз (и обратно) от 5 тыс. руб. А там где-то под тысячу километров. Другим транспортом долго и утомительно. Хотя в Иране обалденно комфортабельные автобусы есть на междугородних линиях. Дешёвое такси. Дешёвое метро (чуть за пятачок в рублях).
С отелями сложнее. На букинге и подобных сайтах их нет. Иран под санкциями. Тем не менее в интернете всё заказать можно. Требуется более кропотливый гуглинг. Т.е. выбираете отель по отзывам, находите его веб-координаты и заказываете напрямую. При этом есть случаи, когда по приезду номер не предоставлялся. Многие путешественники ищут отель с колёс, как в старом добром Советском Союзе. Прилетели в город, взяли такси и поехали искать. Прямо по Фонвизину - извозчики дорогу знают. По цене, не знаю, что и сказать при таком поиске. Говорят, что с иностранцев берут дороже. А иногда не берут. Рассчитывайте примерно на 2 тыс. руб. за сутки в двухместном номере. Есть и хостелы. И приличные. В маленьких городах вообще нет отелей. Туристы ночуют в мечетях - там есть специальные комнаты. Либо в частном секторе.
Помните про визу (её можно получить по прилёту, но уточняйте что и как - там всё время что-то меняется), про медицинскую страховку и дресс-код. Он есть даже для мужчин, не говоря уже о женщинах. Изучите его заранее и все вещи возьмите сразу из дома. Ввоз алкоголя запрещён. И ещё куча ограничений (типа израильских штампов в паспорте).
А кто говорил, что будет легко?))) Но ведь так и устроены настоящие приключения. Не вы первые. И даже не Велимир Хлебников. Первым был Афанасий Никитин... Но это уже совсем другая история.