Найти тему
машина

Какие автомобили делали в советских республиках? Литовская ССР

Собственное автопроизводство формировалось в ЛиССР с конца сороковых годов на базе двух авторемонтных предприятий – в Вильнюсе и Каунасе. А делали на них кузова для автобусов и фургонов.

Еще в период независимости Литвы в Каунасе существовала небольшая кузовная мастерская, изготовлявшая автобусные кузова на различных шасси. После окончания войны она была включена в состав Каунасской автотранспортной конторы. Именно здесь в 1948 году начали строить автобусы. Чуть позже, в 1951-м, кузовную мастерскую переименовали в автобусно-кузовную, в 1955-м – в ремонтный завод автобусных кузовов, а в 1960-м – в кузовной цех Каунасского АРЗ (сам авторемзавод был основан в Каунасе в 1950 году). Первые каунасские автобусы назывались Л-1, Л-2 и Л-3: это были модели вагонного типа, которые строились по ленинградской документации на реконструированных шасси ЗИС.

Л-3 на шасси ЗИС-150 (фото Л. Суславичюса)
Л-3 на шасси ЗИС-150 (фото Л. Суславичюса)

Вагонные автобусы в Каунасе выпустили совсем маленьким тиражом – несколько десятков единиц. Зато капотные автобусы на шасси ГАЗ-51, которые освоили с 1951 года, производили в заметно больших объемах – до сотни штук ежегодно. При этом едва ли не каждый год в их конструкцию вносились изменения, и в результате автобусы, например, 1951 и 1958 годов выпуска уже не имели между собой внешне почти ничего общего. В 1954-1955 годах аналогичные капотные автобусы по каунасской документации строили также на Вильнюсском авторемзаводе.

Капотные автобусы типа ГЗА-651 на этом фото – как раз каунасские, позднего выпуска. Их характерная черта – скругленная задняя стенка кузова. Более ранние автобусы имели совершенно другое лобовое остекление и две двери с правой стороны
Капотные автобусы типа ГЗА-651 на этом фото – как раз каунасские, позднего выпуска. Их характерная черта – скругленная задняя стенка кузова. Более ранние автобусы имели совершенно другое лобовое остекление и две двери с правой стороны

В 1955 году Каунасский завод автобусных кузовов получил указание разрабатывать автобус вагонного типа на шасси ГАЗ-51, взяв за основу аналогичные машины Рижского завода автобусных кузовов (РАФ-251) и Борисовского авторемзавода. Делать их начали с 1956 года под маркой КАГ-1.

КАГ-1 (фото из заводского архива)
КАГ-1 (фото из заводского архива)

В 1957 году в Каунасе начали делать модернизированные вагонные автобусы КАГ-3. Они получили новое оформление передней части кузова, а служебная дверь из ручной распашной превратилась в автоматическую ширмовую, что позволило использовать эти автобусы на регулярных маршрутных перевозках.

КАГ-3 (фото из заводского архива)
КАГ-3 (фото из заводского архива)

До 1963 года построили около 2 тысяч автобусов КАГ-3, которые также в процессе производства постоянно подвергались различным модернизациям. В дальнейшем их изготовление на новых шасси, поступающих из Горького, прекратилось. Однако затем еще два десятка лет в Каунасе продолжали капитально ремонтировать выпущенные ранее автобусы, устанавливая на них совершенно новые кузова. По этой причине в самой Литве и близлежащих регионах автобусы КАГ-3 легко продержались в эксплуатации вплоть до девяностых годов!

Территория Каунасского АРЗ. На переднем плане – капитально отремонтированные грузовики ГАЗ-51А, позади которых виднеются автобусы КАГ-3 (заводское фото)
Территория Каунасского АРЗ. На переднем плане – капитально отремонтированные грузовики ГАЗ-51А, позади которых виднеются автобусы КАГ-3 (заводское фото)

Помимо собственно пассажирских автобусов КАГ-3, в аналогичных по конструкции вагонных кузовах в Каунасе делали грузовые и хлебные фургоны, передвижные мастерские, автолавки, фургоны для взрывчатых веществ, дорожные лаборатории и другую спецтехнику. Почти все эти машины получали на заводе собственное новое обозначение: КАГ-31, КАГ-32, КАГ-33 и т.д.

Передвижная мастерская КАГ-33 (фото Петра Амелина, 1987 г.)
Передвижная мастерская КАГ-33 (фото Петра Амелина, 1987 г.)

Относительно автобусов КАГ-3 нужно сказать, что они на самом деле оставили очень широкий след в истории СССР. И дело не только в том, что они распределялись по территории практически всего Союза и запросто встречались за несколько тысяч километров от Литовской ССР – например, в Челябинске, Чите или Душанбе. Именно модель КАГ-3 послужила прототипом для освоения автобусного производства в Таджикской ССР на Чкаловском авторемзаводе (так появился автобус «Таджикистан-1») и в РСФСР на Краснодарском механическом заводе нестандартного оборудования («Кубань-62»). А автобусы «Таджикистан» и «Кубань» в итоге получили намного, намного большее распространение по стране! Вот только про «литовский след» в их судьбе мало кто знает :))

Этот автобус КАГ-3 самых первых выпусков работал в Тульской области, в городе Алексин (фото Олега Федулова)
Этот автобус КАГ-3 самых первых выпусков работал в Тульской области, в городе Алексин (фото Олега Федулова)

Чтобы закончить с каунасским предприятием, упомяну еще про то, что на нем выпускались всевозможные кузова-фургоны для монтажа на обычные грузовые шасси ГАЗ-51А, прицепы к грузовым автомобилям, а также осуществлялось переоборудование техники по разовым заказам. Например, на базе фургона УАЗ-452 в Каунасе сделали весьма необычный катафалк с измененным дизайном передка.

Хлебный фургон КАГ-5. Дверка с окошком в левой стенке ведет в отдельный закуток, где располагалось сиденье для проезда грузчика
Хлебный фургон КАГ-5. Дверка с окошком в левой стенке ведет в отдельный закуток, где располагалось сиденье для проезда грузчика
Катафалк с оригинальным дизайном, построенный на базе фургона УАЗ-452
Катафалк с оригинальным дизайном, построенный на базе фургона УАЗ-452

Следующее предприятие, о котором нужно упомянуть – это Шяуляйский телевизионный завод имени 40-летия Советской Литвы. Это предприятие не строило ни автомобили как таковые, ни кузова для них, однако именно из его ворот выходили уже как абсолютно готовый продукт передвижные телевизионные станции для нужд всего СССР. Строили их на основе микроавтобусов РАФ, автобусов ЛиАЗ, а также на базе специальных фургонов, которые делала специально для СССР финская фирма Ajokki на шасси грузовиков УАЗ, ГАЗ и КамАЗ. Вот как раз фото-примеры трех таких советско-финских телевизионных фургонов:

Шяуляйская телестанция на шасси УАЗ-3303-01 (фото В. Королева)…
Шяуляйская телестанция на шасси УАЗ-3303-01 (фото В. Королева)…
… и на шасси КамАЗ-53213 (фото Н. Маркова)
… и на шасси КамАЗ-53213 (фото Н. Маркова)

В литовском Паневежисе c 1989 года работала фирма Auviga. Специализировалась она на изготовлении изотермических фургонов с кузовами из сендвич-панелей. На тот момент, судя по всему, это были одни из самых совершенных кузовов в СССР. В самом конце 1990-х «Аувигу» переименовали в Schmitz Cargobull Baltic, и она превратилась в филиал всемирно известного немецкого производителя прицепной техники и спецнадстроек.

Фургон РАФ-2920 с кузовом Auviga (фото А. Новикова)
Фургон РАФ-2920 с кузовом Auviga (фото А. Новикова)

А еще на «Аувиге» успели реализовать интереснейший проект по созданию автокемпера на базе «Нивы»: к внедорожнику с отрезанной задней частью крыши жестко пристыковывался жилой модуль со своей парой точно таких же колес. В результате получался оригинальный автомобиль с колесной формулой 6х4!

Кемпер Auviga на базе «Нивы»
Кемпер Auviga на базе «Нивы»

Ну и, наконец, на закуску – самое «сладкое»: Вильнюсский экспериментальный завод спортивных автомобилей! Он начинался в конце 1970-х как экспериментальный участок при уже упомянутом выше Вильнюсском авторемонтном заводе. Юридически самостоятельным предприятием он стал в 1988-м, а на собственные площади переехал в 1990-м, попутно переименовавшись в Вильнюсское государственное экспериментальное предприятие спортивных автомобилей «Эва». Основной продукцией вильнюсского предприятия в 1980-е годы были раллийные «Жигули» – сначала «копейки», потом «пятерки». Эти автомобили – ВАЗ-2105-ВФТС – стали самыми совершенными советскими раллийными автомобилями и понемногу поставлялись даже на экспорт.

Подготовка раллийных автомобилей ВАЗ-21011 на площадях Вильнюсского АРЗ (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)
Подготовка раллийных автомобилей ВАЗ-21011 на площадях Вильнюсского АРЗ (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)
ВАЗ-2105-ВФТС (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)
ВАЗ-2105-ВФТС (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)

Самой серьезной работой вильнюсского коллектива, руководимого известным раллистом Стасисом Брундзой, стала экспериментальная Lada Eva: заднемоторный спорт-прототип с 300-сильным турбомотором для выступления в группе «Б» Чемпионата мира по ралли, созданный с применением некоторых кузовных деталей ВАЗ-2108 (двери, стекла, фары). Машина была готова к сезону 1987 года, вот только, к сожалению, сама группа «Б» к тому моменту прекратила существование как чрезвычайно опасная из-за череды катастроф на соревнованиях. В девяностые годы предприятие «Эва» перепрофилировалось в автоцентр по продаже и обслуживанию автомобилей.

Lada Eva (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)
Lada Eva (фото из архива В/О «Автоэкспорт»)
-17

Предыдущая часть по технике Эстонской ССР лежит ЗДЕСЬ!
Следующая часть по технике Латвийской ССР лежит
ЗДЕСЬ!