Как дети-лидеры завоевывают авторитет. История из школьного лагеря. Расскажу вам историю из далекого 2009 года, которую племянница моей бывшей одногруппницы принесла именно из этого места.
Социальная психология детей третьего-четвертого класса строится на самоутверждении в коллективе.
К этому времени группа из 25-30 детей распадается на более мелкие подгруппы в 3-6 человек, где уже сформированы достаточно устойчивые социальные роли и связи. Иными словами, дети в этом возрасте уже распределились, кто кому друг, кто враг, от чьего слова зависит общее групповое решение, над кем можно потешаться и надсмехаться, кого обходить стороной. Весь класс данной стратификации придерживается, но не все уделяют этому большое значение.
В отряде третьеклассников выделилось две группы девочек из двух разных классов.
Одна из них содержала явного лидера – активную девочку, которая часто приходила в новой красивой одежде, у нее был необычный для того времени сотовый телефон, и она не стеснялась общаться с мальчишками. Ее подружки авторитет полностью признавали, поэтому старались с таким лидером не спорить – девочка была остра на язык и легко расставалась с неугодными приятелями. Вторую группу скорее можно назвать тихонями. Все 4 девочки увлекались рисованием, поэтому в свободное время они уединялись где-нибудь с альбомами и фломастерами. Никому не мешали, никого не трогали, но и под контроль девочки-лидера из другого класса не попадали (они познакомились с ней только на этой смене). Расклад такой казался скучным для первой группы. Чтобы внести какие-то новые интересные краски в лагерную жизнь, а заодно и распространить свой авторитет, девочка-лидер придумала объявить художницам войну.
Так как тихони хотели существовать мирно, то никаких «злых» планов они не замышляли, и начинать агрессию против них не было повода.
Племянница находилась в группе с лидером, причем она была ее ближайшей подругой. Поэтому именно ей была доверена важная миссия. На школьном дворе была разыграна сцена ссоры: лидер и ее лучшая подруга ругались, причем активная девочка оказалась еще и хорошей актрисой. Она повышала голос, употребляла несколько не детские выражения, а в конце для убедительности дала пощечину оппонентке. Предполагалось, что этот спектакль видели художницы. В этот же день «изгнанная» попала в их группу. Ее миссия была в том, чтобы из первых уст услышать все «вражеские» планы, а затем донести их до «руководства» - своей, по сценарию, бывшей лучшей подруги. Но план не работал. Вторая группа ничего не замышляла, они просто проводили время вместе и не думали о других ничего плохого. Тогда миссия шпиона превратилась в миссию подстрекателя. Тайно разработав новый план, согласно которому «изганная» сама предлагает тихоням вредить другой группе, девочка-лидер продолжала ждать агрессии, чтобы проявить себя. Но ее интереса в ведении войны никто не разделил. Художницы не хотели ввязываться в ссору, племянница разыграла сцену возвращения с повинной к своей группе, а лагерная смена закончилась.
Иногда дети проявляют большую изобретательность в вопросах установления социальных ролей.
Как и некоторые взрослые, они готовы вести «грязную игру», придумывать интриги и настраивать общество против своих врагов. Важно объяснить своему ребенку, что попадание под влияние какого-либо лидера – его выбор. И если ему некомфортно от чьих-то решений или действий, то нужно уметь говорить «нет» плохому активисту.
Если статья была вам интересна, то не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал. Всем знаний!