На самом деле его фамилия была Маццарино (Mazzarino), на французском языке ее произносили как Мазарэн (Mazarin) и только в русских переводах он стал Мазарини.
Джулио Раймондо Мазарини, первый министр Франции и кардинал -- этого человека очень не любили при жизни, и даже через два столетия его образ в романах Дюма был весьма далек от реального. Он много сделал для укрепления Франции и королевской власти, он покончил с феодальными смутами, он основал Колледж четырех наций, куда передал свою обширную библиотеку. Писатели часто были к нему несправедливы, но пусть вместо них говорят дела.
Враги Мазарини часто уверяли, будто он был самого низкого происхождения и служил чуть ли не лакеем, однако эти уверения не соответствовали действительности. Мазарини происходил пусть из давно обедневшего, но все же дворянского рода. Он получил хорошее образование -- сначала учился в Римском колледже, а потом изучал право в Испании. Он даже несколько лет воевал под началом итальянских кондотьеров.
А еще он очень красиво начинал. Представьте, две армии, готовые сразиться -- испанская и французская, и вдруг между ними скачет красивый молодой всадник и кричит: "Мир! Мир!" и размахивает документом о мирном соглашении. Это был Джулио Мазарини, ему было 28 лет.
А потом, как секретарь папского нунция, он был послан во Францию, познакомился с Ришелье и стал его агентом в Италии. При этом успешно продвигалась и церковная карьера Мазарини. Он получил сан, выгодные должности и хорошие доходы, в частности -- доходы с некоторых богатых монастырей.
В 1639 г. Мазарини перешел на французскую службу и благодаря протекции Ришелье через два года стал кардиналом. Именно Ришелье познакомил Мазарини с Анной Австрийской ("Он вам обязательно понравится", -- сказал кардинал и оказался прав), именно по его просьбе Людовик Тринадцатый включил Мазарини в королевский совет. И Ришелье позаботился о доходах своего ближайшего помощника, передав ему аббатство Корби в Пикардии, приносившее огромный доход в 80 тыс. ливров ренты.
Удивительное дело, но этот итальянец последовательно отстаивал интересы Франции, в то время как французские принцы готовы были заключать союзы с кем угодно и даже становиться во главе вражеских армий. А еще, вопреки уверениям врагов и писателей более позднее времени, он не был трусом, проявляя удивительную выдержку и стойкость.
Один из его противников герцог де Ларошфуко писал о нем: "Ум его был обширен, трудолюбив, остер и исполнен коварства, характер -- гибок; даже можно сказать, что у него его вовсе не было, и что в зависимости от своей выгоды он умел надевать любую личину. У Ришелье был смелый ум и робкое сердце, сердце кардинала Мазарини было более смелым, чем ум".
Но что бы не писали враги, Мазарини связал свою судьбу с Францией и отдавал ей все свои силы. Когда ему удалось взять верх над Фрондой, его возвращение в Париж стало триумфальным, и те самые парижане, что еще несколько лет назад требовали повесить кардинала, с энтузиазмом ему рукоплескали.
А еще кардинал немало сделал для развития во Франции искусств и наук. Когда-то благодаря Екатерине Медичи во Франции появился балет. Теперь благодаря Мазарини во Франции появилась опера. Его библиотека стала основой старейшей публичной библиотеки Франции.
У кардинала было множество планов, но тут оказалось, что этот человек очень болен. Врачи вообще не могли понять, как при таком наборе болезней, он мог вести столь активную жизнь. Он таял на глазах, он с трудом передвигался, но при этом старался привести в порядок все дела. Прежде всего женить короля и вовсе не на своей племяннице, как многие думали, а на испанской инфанте. А еще он порекомендовал Людовику своего помощника Кольбера.
Мазарини умер 9 марта 1661 года. Но после этого началась его новая жизнь -- в литературе, на сцене и в кино. Пусть и весьма далекая от реальности.