Количество ДТП из-за нарушений водителями автобусов ПДД ежегодно растет. Коммерсант пишет, что примерно 40% случаев ДТП с участием пассажирских автобусов - это падения пассажиров внутри салона. В подобных случаях законодательство позволяет пострадавшим пассажирам требовать компенсацию за ущерб. От тысячи рублей за ушиб мягких тканей.
Если из-за резкого ускорения, торможения или перестроения пассажир упал и получил травму, то инцидент оформляется как ДТП. В этом случае издержки компании-перевозчика, связанные с простоем транспорта, штрафами и сопутствующими разбирательствами невероятно болезненны.
В правилах пользования городским общественным транспортом установлена обязанность пассажиров держаться за поручни во время движения, однако контролировать это некому.
В то же время, мало что зависит от самих пассажиров. Ответственный в процессе движения, безусловно, водитель. Его задача совершать безопасные перевозки, однако человеческий фактор, на который мы полагаемся, зачастую, - неконтролируемое и небезопасное явление.
С помощью новых технологий в разных странах с человеческим фактором беспощадно борются. Первые образцы беспилотных автомобилей в городских условиях, с реальными пассажирами постепенно появляются на дорогах. В Стокгольме и многих крупных городах Европы, США и Китая беспилотники тестируются уже какое-то время.
В России недавно было объявлено о запуске беспилотной маршрутки в казанском Иннополисе. Да, стоит признать, что технологии быстро развиваются и беспилотный транспорт однажды станет реальностью наших дней. Но прежде, чем это случится предстоит решить проблемы кибербезопасности, законодательного регулирования и взаимодействия беспилотников с обычными автомобилями.
Это может случиться не скоро, но люди пользуются общественным транспортом каждый день, при этом каждый день поведение водителей может стать причиной серьезного ДТП и травм пассажиров.
Уже сегодня есть проверенные решения по контролю за аккуратностью вождения водителей автобусов. Проблема жертв и пострадавших может быть решена, а в некоторых случаях даже без дополнительного оборудования.
С помощью чувствительных датчиков в навигационном устройстве автобуса (которые по закону должны быть установлены в любом случае) в режиме он-лайн определяются сотни параметров, влияющих на безопасность вождения. Устройство передает в систему данные о плавности хода, силе торможения, ускорения, поворотах и т.д. На сервере эти данные “перевариваются” и обогащаются дополнительной информацией о дорожном покрытии, погодных условиях, времени суток и др.
То есть, когда характер вождения водителя становится резким и опасным, система сигнализирует об этом диспетчеру, а тот принимает какое-то объективное решение.
Например, если водитель устал или раздражен, то стиль его вождения меняется, и система предложит диспетчеру его заменить. В считанные секунды можно обнаружить опасность, снизить риск ДТП и травмирования пассажиров, а также сэкономить бюджет предприятия.
Автопарки прекрасно знают и даже тестировали подобные возможности, но далеко не все готовы что-то менять. Многим невыгодно быть прозрачными, многим просто лень что-то предпринимать. В итоге, большинство рискуют безопасностью пассажиров и это большая нерешенная проблема.