Во взаимодействии с другими людьми может возникнуть желание изменить их поведение. Например, чтобы любимый(ая) перестал(а) повышать голос. Чтобы ребенок выполнял просьбы. Изменения поведения можно добиться без конфликтов и без хитрых стратегий. Заставить человека делать что-то по-другому - не магия, а простая психология.
Один из психологических подходов называется бихевиоризм (от слова behavior, то есть, поведение). В рамках этого подхода деятельность человека понимается как последовательность реакций на стимулы из окружающей среды. Человек дотрагивается до кипящего чайника, чувствует, что он горячий (стимул) и моментально отдергивает руку (реакция). Ребенок слышит, как родители кричат друг на друга и показывают негативные эмоции (стимул) и начинает плакать, привлекать к себе внимание (реакция). Так и происходит дальнейшее развитие личности, основываясь на предыдущем опыте: на наборе стимулов и последующих за ними реакций.
Теперь включим в схему еще одно понятие «подкрепление».
Подкрепление - это событие, которое следует сразу за реакцией и увеличивает вероятность проявления этой реакции. Проще говоря, подкрепление нужно, чтобы усилить реакцию, за которым оно следует.
Пример: Ребенок слышит, как родители кричат друг на друга и показывают негативные эмоции (стимул) и начинает плакать, привлекать к себе внимание (реакция). Родители замечают, что их ребенок плачет, перестают ссориться, прибегают к ребенку и мило успокаивают его. Возможно, они и сами мирятся в процессе общей деятельности ухаживания за ребенком. Это и есть подкрепление поведения ребенка. Он видит, что плач помог предотвратить ссору родителей. Реакция (плач) подкрепилась (родители помирились). Логично, что в дальнейшем ребенок будет применять именно эту стратегию действия для примирения родителей. А родители будут, в свою очередь, переживать, что их дети часто плачут…
При этом, существуют два вида подкреплений: первичные и вторичные.
- первичные - пища, вода, секс, боль
- вторичные - внимание, привязанность, хорошие оценки, поглаживания, деньги
Вторичные подкрепления очень зависят от научения (то есть, имеет ли их уже в своем опыте человек). Они подкрепляют поведение благодаря ассоциациям с первичным подкреплением.
Хотите повлиять на поведение других? Рассмотрите это через подход бихевиористов!
- определите, какую реакцию на ваш стимул вы хотите получить
- выберите, какое подкрепление будете использовать (советуем вторичные, особенно со взрослыми)
- получив нужную реакцию, не медлите - моментально используйте выбранное подкрепление
Это общая схема, освобожденная от неизбежных нюансов. При этом, если смотреть на проблему через такую призму, то уменьшается стресс и увеличивается объективность, рациональность мышления. Пробуйте и экспериментируйте!