Найти в Дзене
Марина Корсакова

Как работать эффективнее

Когда-то "папа" первой серьёзной управленческой школы, школы научного менеджмента, Фредерик Тейлор сказал, что при хорошем управлении выигрывают три стороны: собственник предприятия, работник и ... идея эффективности в принципе! Для своего времени (начало XX века) это было ново: тогда на отношения работника и "кровопийцы-капиталиста" смотрели как на игру с нулевой суммой - чем больше получит один, тем меньше достанется другому. Однако в последующие десятилетия стало понятно, что сумма у игры - ненулевая: довольные люди лучше трудятся, особенно если речь идёт не о мускульном труде, а об интеллектуальном, и генерят для собственника бизнеса больше полезного продукта. И тем больше пользы получается, чем больше люди уважают ту самую идею эффективности, то есть, стремятся получить максимум профита на каждую вложенную единицу времени, энергии, внимания, etc.

Эффективность - это как можно больше результата от расходуемого ресурса (не за счёт, разумеется, отложенного или отдалённого вреда). Эффективность - это не зарабатывать меньше, чем вы могли бы. Эффективность - это инстанция, в которой принимают решение, кто остаётся на рынке, а кто - уходит. Как стать эффективнее? Например, вот так.

1. ПЛАНИРУЙТЕ РАБОТУ СИСТЕМНО.

Без картинки "в целом" работа компаний - лихорадочное дрыганье.
Без картинки "в целом" работа компаний - лихорадочное дрыганье.

Давно всем наскучила история о том, как одни ребята точили лопату, а другие кричали, что нет времени возиться с инструментами, надо быстрее копать. История наскучила, а копать тупой лопатой - нисколько. Я знаю очень энергичные команды, которые, стремясь сделать хорошие продажи, работают напряжённо: много звонят, встречаются, изучают документы, проводят переговоры, пытаются схватить то здесь, то там свою желанную пачечку купюр. Другие с такой же энергией занимаются кадрами: аттестуют, увольняют, нанимают. Третьи - производят новую продукцию.

Сил и денег уходит много, а выхлоп - небольшой. Почему? Потому что нет системной стратегии. Иногда это стратегия продвижения, описывающая как мы себе представляем нашего клиента, кто он такой, почему он покупает эти товары и почему он захочет купить их именно у нас, как часто мы будем попадаться ему на глаза онлайн и оффлайн, какое взаимодействие мы ему предложим и как закроем сделку... Иногда это стратегия управления персоналом: что за люди нам нужны, где мы планируем их искать, чем рассчитываем привлечь, какие поставим перед ними задачи и какие возьмём на себя обязательства... Иногда... Впрочем, смысл понятен. Быстро браться за дело - привычка неплохая: рынок медленных не любит. Вот только добавляя газку, вместо того чтобы изучить карту местности, вы не приедете в пункт назначения быстрее: скорее топливо сожжёте, да и всё.

2. ДОБИВАЙТЕСЬ ПРОЗРАЧНОСТИ.

Если никто не знает о договорённостях, у вас нет договорённостей.
Если никто не знает о договорённостях, у вас нет договорённостей.

Теперь у вас есть стратегия работы? Отлично! И у вас есть хорошие продукты? Прекрасно! Спросите себя, кто об этом знает?

Все ли сотрудники компании осведомлены о продуктах, которые она продаёт? Вы позаботились об этом, нарисовав-написав понятную и красивую инфографику? У вас есть HR-политика? Здорово. Руководствуются ли ею в своей работе региональные рекрутёры?

По моему опыту, все проблемы с прозрачностью можно поделить на три группы: во-первых, часто компании вообще о ней не задумываются и не понимают, как непрозрачность корпоративной среды сжирает их ежедневную эффективность. Во-вторых, компании часто, - осознав, что прозрачность важна; в рамках борьбы за прозрачность! - производят абсолютно непригодные единые носители знаний, непрактичные, нереалистичные и нечитабельные документы. В-третьих, компании часто не занимаются постоянным управлением прозрачностью, не встраивают соответствующие процессы в работу каждого руководителя.

У меня семь подчинённых в одном московском офисе, восемь - в другом, пятнадцать - в регионах, несколько человек внешней поддержки и с десяток внутренних заказчиков, и я очень хочу раз в одну-две недели писать коллегам подробный лонгрид - такой же как этот :) - о том, как идут наши дела, обо всех проектах, проблемах, задачах и возможностях. Чуть позже мне бы хотелось создать для топ- и миддл-менеджмента компании хорошую регулярную рассылку о новых бизнес-книгах, чтобы мы могли поделиться мыслями и идеями. Это высший уровень прозрачности - ценностный, а не операционный. Впрочем, и до высокого уровня операционной прозрачности компаниям, в основном, далеко.

3. ОТСЛЕЖИВАЙТЕ ПРИРАЩЕНИЕ ЦЕННОСТИ.

Приклейте мысленно на важное зелёные стикеры и кричите, если в глазах пожелтело.
Приклейте мысленно на важное зелёные стикеры и кричите, если в глазах пожелтело.

Есть процессы, создающие ценность для компании: это производство товаров и услуг, продажи, общение с клиентами.

Есть процессы, обслуживающие процессы, создающие ценность для компании: это покупка комплектующих, ведение кадрового учёта, организация статистики, уборка офиса и др.

...И есть компании, в которых процессов второй группы неизмеримо больше. Внутреннее взаимодействие, докладные записки, регламенты... Не увлекайтесь! Ведь кто-то должен зарабатывать деньги. Я не говорю уже о процессах, назначение которых неизвестно в принципе. Почему же они выполняются? Потому что "так было всегда".

Хороший менеджер, стремящийся к эффективности, мысленно кодирует все работы цветными ярлычками. И бдительно следит, чтобы процессы первой группы оставались в приоритете, а углы очищались от бесполезной процессной паутины.

4. ЗАНИМАЙТЕСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СЕЛЕКЦИЕЙ.

Агрономам нужны красивые овощи. Менеджерам нужны эффективные люди.
Агрономам нужны красивые овощи. Менеджерам нужны эффективные люди.

Джек Уэлч каждый год увольнял 10 % самых неэффективных сотрудников, и иногда эта идея мне нравится. Понятно, что всё сложнее, но, всё же, над культурой эффективности (как и над овощными культурами) надо постоянно трудиться.

Например, в вашей компании работает двадцать сотрудников. Кто из них наиболее эффективен? Чью работу можно "прокачать"? Кого нужно заменить? Вы не занимаетесь эффективностью, если не знаете ответы на эти вопросы. С каждым кварталом, с каждым годом средний уровень эффективности по компании должен ползти вверх. (И не забудьте про себя. )

РЕЗЮМЕ

Смотрите "с вертолёта". Формируйте общее с коллегами информационное пространство. Оценивайте деятельность по приносимым ею продуктам, не давайте пустой беготне сбить себя с толку. Покупайте в свою команду лучших из доступных вам игроков и не прекращайте тренировки. Так ваш бизнес станет эффективнее, и, согласно "папочке" Тейлору, его собственникам и сотрудникам от этого тоже будет хо-ро-шо.

P.S. Ещё больше бизнес-постов - на

Бизнес-консультант Марина Корсакова