Найти в Дзене

Обучение детей вождения: как, зачем и для чего?

Оглавление
Геннадий Брославский, мастер спорта, двукратный чемпион РФ по ралли
Геннадий Брославский, мастер спорта, двукратный чемпион РФ по ралли

Геннадий Брославский гонщик, мастер спорта, основатель собственной школы водительского мастерства и автор детской системы обучения вождению. Самым юным клиентам Broslasvky Racing Academy 10-11 лет, и есть пять причин, почему не стоит дожидаться совершеннолетия, чтобы отправить ребенка обучаться водительскому мастерству.

Дети как клиенты школы повышения водительского мастерства — это благодатная почва для осуществления честолюбивых планов тренера-перфекциониста. Результат почти всегда превосходит все ожидания.

Дело в том, что нейронные связи у детей еще не замутнены житейской мудростью, они еще не успели гипертрофировать свои страхи и комплексы. Информацию впитывают жадно, быстро, особенно, когда им это преподносят как увлекательную игру. Тем не менее, на занятиях с детьми я не заигрываю и не разговариваю как с несмышленым младшим поколением. Мы общаемся на равных, без амикошонства. Я рассказываю, ребенок с интересом внемлет.

-2

Иногда на первом занятии в автомобиле присутствует один из родителей. Определенная степень недоверия оправдана, при этом хороший предок не вмешивается, понимает, что процесс идет и он тут просто лишний.

И, как только наблюдатель покидает учебную зону, рамки восприятия для ученика волшебным образом расширяются: ребенок становится более активным, восприимчивым, в его эмоциях появляется больше красок, он перестает быть человеком с рюкзаком, в котором груз ответственности, и нужно соответствовать каким-то амбициозным критериям. Скорость и степень восприятия у детей ошеломительная: они все берут с чистого листа и без ошибок.

Главное в работе тренера — не испортить этот момент естественности, не перегружать теорией, и действие каждого постулата показывать на практике. Подбрасывать дрова в огонь любопытства ребенка. Неудачу обернуть в упаковку будущего успеха, который не за горами. Сделать акценты на вопросах безопасности, при этом не напугать.

Зачем учить вождению детей?

У многих родителей этот вопрос возникает естественным образом: зачем в 10-11 лет уроки вождения, если права можно будет получить только в восемнадцать? Здесь есть ряд четких ответов: как только у ребенка появляется возможность своими конечностями доставать до органов управления автомобилем, это достаточный минимум, чтобы включать подростка в процесс освоения поведения за рулем. И, чем раньше это будет сделано, тем лучше, потому что в таком нежном возрасте нейронные связи находятся в самом активном состоянии, настроенном на волну восприятия. У ребенка нет зон жизненно важной ответственности (заработать денег, купить продукты, заплатить за квартиру). Информация воспринимается и врастает на подкорку быстрее и проще.

Дети более активны, чем взрослые. Помимо школы они всегда заняты чем-то еще. Спортом, музыкой, прикладным искусством. Они работают над новой для себя моторикой, оттачивают новые рефлексы. И получается взаимовыгодная психофизическая подпитка: футболист быстро воспринимает работу с педальным узлом, гитарист прекрасно осваивает руление.

К восемнадцати годам ребенок, получивший автомобильное образование, — уже сформировавшийся профессиональный водитель с четкой шкалой водительских ценностей. Для него машина — уже не запретный плод, а источник самореализации, уравновешенного удовольствия и взаимодействия с миром.

Вождение — прекрасная конструктивная занятость на каникулах и в выходные дни, а для некоторых — стартовая площадка для будущей самореализации в автомобильном спорте.

-3

Очень часто ребята попадают ко мне на занятия, когда родители преподносят уроки вождения в виде поощрения за хорошую учебу, в виде подарка ко дню рождения, окончанию учебного года. Я считаю, что это правильный и очень полезный презент: ребенок получает навыки, которые ему понадобятся во взрослой жизни, но воспринимает их не как жизненную необходимость, а как своеобразный квест и атрибут взрослости.

Иногда случается и такое, что детей приводят на занятия силком. Я сразу вычисляю таких учеников, зашуганных родителями, перегруженных ответственностью и нереализованными амбициями мамы и папы. Которые решили свою карму неудачи водрузить на неокрепшие плечи ребенка. Забывая, что это другой человек, имеющий право на другие ценности и собственный выбор.

Я смотрю на этого человека, и понимаю, что его уговорили, уломали, ему самому все это неинтересно. И я с ним вступаю в сговор, предлагаю сделку: если тебе неинтересно, я поговорю с папой, все объясню, а ты с свою очередь скажи мне, чем бы ты хотел заниматься на самом деле? Я взрослый человек и смогу с твоими родителями на эту тему поговорить, объяснить так, чтобы тебя услышали.

После такого предложения ребенок сначала пытается вступить в тайный сговор, а потом незаметно втягивается в занятия и уже сам с нетерпением ждет следующего урока. У меня нет ни одного случая, когда ребенок уходил бы разочарованным. Но примерно каждый четвертый ученик — это неудача родителей, которую надо через младшее поколение реализовать.

В каком возрасте можно начинать учить вождению?

Долгое время не мог объяснить, зачем родители травмируют ребенка ранним развитием. Дети, по мнению мамы или папы, должны стать чемпионами мира в автоспорте уже в 5-6 лет, а то, что при этом теряется часть детства, и на ребенка сваливаются регулярные изнурительные тренировки — неважно, чемпионами по-другому не становятся!

Тем не менее, я за то, чтобы начинать не в восемнадцать, и поясню, почему.

Первая категория моих учеников — дети в возрасте 10-14 лет. Они уже могут доставать до педалей и руля, в особенности, если это Smart, Ока или мини-багги. То есть взаимодействие с органами управления автомобилем происходит на взрослом уровне. Но для них управление автомобилем — это отдых от школы, увлекательная, задорная игра.

Вторая категория — 15-17 лет, пубертатный возраст. Психологически осложненный процессом превращения во взрослого. У этих людей уже больше статичности, они определились со своими увлечениями и жизненными планами, у них происходит стабилизация по всем фронтам. И занятия для них — не отдых, а полупрофессиональная игра.

Третья категория — от 18 и выше. К великому сожалению, приходит человек 30 лет, а он все еще ребенок. И для них вождение — это уже труд.

-4

А теперь вспомните, скольких успехов вы добивались трудом, и как легко вам давалось все, что вы осваивали, играючи. А еще лучше, если вы вспомните свое глубокое детство, когда учились исподволь, отдыхая и не задумываясь о перспективах или сделанных ошибках. Для вас процесс был намного важнее результата.

Именно поэтому дети 10-14 лет, отдыхая, впитывают в себя знания лучше. И к категории 18 лет приходят уже к уверенному профессионализму. А потом, когда вождение превращается в труд, уже есть хоть маленькое, но насилие над собой: есть вопросы, которые не хочется решать, задачи, которые неприятно делать. Чем старше — тем сильнее «окостенение» нейронных связей, тем больше комплексов и страхов, навязанных обществом. И учиться, достигая отличных результатов, становится намного сложнее.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок водил машину уверенно и эффективно — начинайте тогда, когда есть все шансы получить максимальный результат без психологического насилия.

Еще больше полезных советов на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных женщин!