Мало, кто знает, что правила четко определяют, кто и на что имеет право в вагоне. Детально регулируются и правила провоза багажа.
Недавно мы написали текст о том, должен ли пассажир с нижней полки уступать место пенсионеру, если тот едет наверху. В комментариях к записи разгорелась дискуссия о правах на провоз вещей внизу.
Действительно, что делать, если у тебя билет наверху, но при этом много вещей?
Правила трактуют эту ситуацию однозначно:
Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке.
То есть если вы в плацкарте везете, условно говоря, велосипед и вам его надо закинуть на третью полку, то берите верхнее место. Если хотите разместить ручную кладь внизу, то нижнее.
На деле все происходит просто – по договоренности. Обычно внизу достаточно места и для вещей нижних, и для вещей верхних пассажиров. А если места нет и вещей много, – то может возникнуть конфликт.
Кстати, совсем неясно, что делать пассажирам двухэтажных вагонов. Ведь там для пассажиров сверху совсем нет места под багаж – третья полка и багажный отсек отсутствуют. Выход, видимо, один – не ездить с большим багажом наверху или полагаться на авось.
Ну и еще. На всякий случай про вес и габариты. В правилах они тоже четко обозначены, но на практике на это никто не обращает внимания:
Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см.
Ну, кстати, если бы все четко придерживались этого правила, то места внизу хватало бы всем.