Найти тему
Кот-религиовед

Культы плодородия

Опубликовали мы на другом канале статью про Астарту в Библии... и, как всегда, поняли, что много что осталось за кадром из-за формата. Что ж - зато можно сделать отдельный текст здесь про то, что не вошло...

Вот и хорошо.

Потому что Астарта - не единственная. Так или иначе, но после того, как по всей земле охота и собирательство сменились земледелием, произошло становление культов плодородия (как правило, с главной богиней женского пола - хотя есть и немногочисленные исключения, но они, так сказать, только подтверждают правило).

Конечно, вера в высшие силы появилась гораздо раньше. Насколько мы сейчас знаем (хотя мы знаем, конечно же не все) - это было представление о небесных божествах.

Что неудивительно - вера, а потом и религия начинаются с представления о том, что есть "наш" мир - профанный и некий "иной", сакральный. А что представляется человеку более "иным", чем небо - недоступное, непонятное и всеохватное?

Кот спрашивает: так оно же далеко?

Верно. И именно поэтому первое представление-то оно о небесном божестве (в качестве примера - греческий Уран или семитский Эль). Но он - с одной стороны Творец всего (а иначе, откуда все взялось)? - а с другой, "крайне далек от народа". Ровно поэтому, практически везде, про бога-Творца, живущего на небесах знают - но ему либо не поклоняются вообще (в Греции не было ни одного храма Урана), либо очень мало (и обычно, в крайних случаях, как в африканских культах). В списках богов он есть - но часто у него даже нет своих жрецов.

Новация евреев после прихода в Ханаан была не в том, что "наш Яхве - истинный бог, а все ваши - слабее его и он всех победит". Это, как раз было понятно. Тем более, что истинный для сознания того времени означало "самый сильный" (у всех, наверное, есть знакомые, знающие библейский иврит? Вот спросите их, можно ли на этом, достаточно примитивном языке выразить сложную теологию. Ответ: нет, нельзя. Но это и не требовалось).
Новизна была именно в том, что евреи требовали отказаться от культов местных божеств ("Ваалов и Астарт") и поклоняться именно Богу-Творцу. А это было странно.
Можно представить себе "миссионерский" диалог.
Иудей: наш Бог, Яхве - он самый сильный.
Ханаанеяне: да мы не спорим.
И: Он создал весь мир!
Х: то есть, ваш бог - Эль? Так мы его тоже знаем... Он отец всех других. Но он уже удалился от дел, просто наблюдает со стороны.
И: Нет, нифига. Он наблюдает и вмешивается во все. Нет ничего, что вне Его воли бы происходило!
Х: Что, всем-всем? И вот на этом поле пшеница растет потому, что Он так хочет?
И: Именно!
Х: А он не устает? Сложно так. Проще поручить кому из детей или слуг. Вот Астарта наша - живет на нашей земле, мы ей жертвы приносим, а она нам помогает...
И: Хм... логично... И не возразишь... (идет "кадить Астарте")
А если вспомнить, что евреи, вообще-то не были земледельцами - а пасли скот, то ситуация становится еще понятней. Ибо, если ты не в курсе, как правильно - а кто-то уже давно здесь живет и знает, кому молиться, чтобы хлеб взошел... То ты, скорее всего, так и будешь делать.

В общем, вслед за "общим" в меру абстрактным культом небесного божества начинают возникать более мелкие. Сначала - светил, атмосферных явлений и прочего. Потом - связанные уже непосредственно с бытовыми нуждами. Охотничьи культы, скотоводческие, земледельческие...

У земледельческих культов была одна особенность: они всегда были полностью цикличны. Ибо времена года сменяют друг друга, растения пробиваются, вырастают - и умирают.

Причем, вырастают они не просто так. Да, когда-то "Эль" создал мир. Но заселили его, как правило - его дети. Они же занимались первым урожаем. И дали ему какое-то количество сил для роста. Но эти силы - они же исчерпываются.

А значит, в соответствии с календарным циклом, их нужно пополнять. Чем? Жертвами, наполненными такой силой. Какая самая лучшая жертва? Правильно, человек.

Кот пугается и прячется под диван.

Увы, из песни слова не выкинешь. Более того, один из самых примечательных обрядов "пополнения силы земли" был зафиксирован... не поверите, в середине XIX века в Индии, на юге у дравидских (аборигенных, неарийских) племен. Кратко он таков.

Жертвы отбирались заранее. Как правило - покупались у соседей или выделялись общиной (причем, родители считали, что это - великая честь). Все они жили в специальном поселке, им не нужно было работать и все такое. Наоборот - к ним, по сути, относились, как к младшим богам.

Каждый год, кого-то выбирали. Сначала по этому поводу устраивали оргию. На следующее утро выбранного помещали на пьедестал, обмазывали медом и маслом, потом сажали на носилки и несли в священный лес. Там его опаивали опием, чтобы не было больно и убивали (варианты были различны - могли удушить, разрезать на куски или сломать ему все кости). После этого жрецы - разрезали мертвого на куски и раздавали представителям всех деревень племени, чтобы они закопали их на своих полях.

Кот (осторожно, из-под дивана): ужасы закончились? А что там про оргии?

Вылезай уже. Все бы тебе про оргии...

Сексуальные обряды практиковались во всех культах плодородия (даже в деревенском народном христианстве их следы сейчас можно найти - правда, уже сильно искаженные). Их смысл был не в вульгарном "мы совокупимся и земля родит", как это иногда подают. Для архаического сознания связь между совокуплением, беременностю и родами не так очевидна, как для нас. Сексуальная обрядовость имела корни в мифах - это было повторение когда-то случившегося священного брака младших богов или первопредков. Конечно, у ныне живущих силенок поменьше - поэтому они один раз его совершили, а все должны каждый год.

В середине XIX века, когда британцы добрались до южных диких племен - они, первым делом, запретили обряды человеческих жертвоприношений. Местным пришлось приносить в жертву быков. Что, по их мнению, было уже совсем не то...

В остальных регионах, сельскохозяйственные культы перешли к жертвоприношениям животных, а потом и просто к символическим жертвам (плодов например) много раньше. Но, если смотреть внимательно - то можно увидеть, следы кровавого прошлого земледельческих обрядов.

Потому образ Астарты мы и разобрали на канале про "образы смерти в мировой культуре".

-2

Как всегда, лайки, шеры и подписки (на этот канал или на оба) - категорически приветствуются.

Котом в особенности.