Найти в Дзене
Исихазм

Тайны творения

По поводу тайн творения (например, тайны спасения/неспасения всех). У отцов описаны чины созерцаний на трех степенях делания (телесной, душевной, духовной). На степени душевного состояния все созерцания касаются чувственного и ангельского миров, передаются по большей части через ангелов и отчасти вербализуемы. А вот на степени духовного состояния учителем созерцаний становится Сам Господь и Святой Дух. Эти тайны практически невербализуемы или вербализуемы, как откровения, с большим трудом. Тайна спасения/неспасения, как я думаю, относится к духовным тайнам. То есть постичь ее можно, самому достигнув этой степени, но вербализовать практически невозможно или очень трудно. Поэтому эта тематика с таким трудом поддается обсуждению. Что же не хватает для достижения духовной степени, а именно огня нетления/обожения, об этом можно прочесть у прп. Иоанна Лествичника. "47. Проходя среднее из сих деланий, был я в средней мере видения, и (Ангел) просвещал меня, когда я жаждал больших откровений. И

По поводу тайн творения (например, тайны спасения/неспасения всех).

У отцов описаны чины созерцаний на трех степенях делания (телесной, душевной, духовной). На степени душевного состояния все созерцания касаются чувственного и ангельского миров, передаются по большей части через ангелов и отчасти вербализуемы. А вот на степени духовного состояния учителем созерцаний становится Сам Господь и Святой Дух. Эти тайны практически невербализуемы или вербализуемы, как откровения, с большим трудом.

Тайна спасения/неспасения, как я думаю, относится к духовным тайнам. То есть постичь ее можно, самому достигнув этой степени, но вербализовать практически невозможно или очень трудно. Поэтому эта тематика с таким трудом поддается обсуждению.

Что же не хватает для достижения духовной степени, а именно огня нетления/обожения, об этом можно прочесть у прп. Иоанна Лествичника.

"47. Проходя среднее из сих деланий, был я в средней мере видения, и (Ангел) просвещал меня, когда я жаждал больших откровений. И опять бывши в той же мере, вопрошал я его: «Каким был (Господь), прежде принятия Им видимого образа естества человеческого?» Но Князь небесных Сил не мог научить меня сему; да и не было ему позволено. Потом я просил его открыть мне, в каком Он ныне состоянии? «В свойственном Ему, – отвечал он, а не в сих». Я спросил опять, «Какое есть Его стояние и седение одесную Отца?» Он отвечал: «Невозможно слухом принять разумение сей тайны». Я умолял его привести меня к тому, к чему влекло меня желание. Но он сказал: «Время это еще не пришло, потому что еще мало в тебе огня нетления». Впрочем не знаю и не могу сказать, был ли я в теле, или вне тела, когда все сие со мною происходило" (27).

Когда Лествичник находился на средней, душевной (см. выше), ангельской степени ведения, он жаждал откровения от ангела относительно тайн, подобных тайне спасения, но ему было сказано, что ему, для уразумения этих тайн, не хватает огня нетления/обожения (и перехода тем самым, на следующую, духовную стадию).

А чтобы в сердце человека канул этот огонь нетления и, как закваска, заквасил всего человека, ему не хватает смирения. Того самого, что проистекает от видения Спасителя и единой природы Адама в Нем, когда человек охвачен любовью ко всему творению.

Поэтому если человек охвачен такой любовью к людям, то он недалек от понимания этой тайны спасения. Она "не в убедительных словах человеческой мудрости заключается, как пишет ап. Павел, но в явлении Духа и Силы" (1 Кор. 2: 4).

То есть в явлении Духа на духовной стадии подающего огонь нетления. И в явлении на предыдущей душевной стадии источника Духа (Его Силы).