Найти тему

Анализ требований в разрезе управления проектом

Как не облажаться в начале и в конце проекта

Пожалуй, начну с самого начала. Почему несколько лет назад я решила заняться анализом требований к проектам? Потому что хотела уменьшить хаос и навести порядок. Для этого все средства хороши. Но милее всех сердцу моему — структурированный процесс. Именно об этом я рассказывала в далеком 2014 году в Смоленске на конференции Tabtabus.

Для чего

Для чего нужна аналитика на проекте? Чтобы в конце получилась желанная конфетка, то есть именно тот продукт, который задумывался в начале.

Аналитика поможет составить образ конечного продукта и ответить на вопросы:

  • В какие сроки мы можем уложиться?
  • Как вносить ясность и раскладывать требования по полочкам?
  • Как же понять, все ли мы делаем правильно на проекте?
  • Как адекватно оценить разработку?
  • Как обозначить зоны ответственности?

Требования

Во время разработки постоянно всплывают все новые и новые требования. Проблемы возникают, когда это происходит на этапе сдачи проекта, когда конечный продукт не соответствует ожиданиям заказчика. И в результате заказчик не доволен, он теряет деньги, исполнитель переделывает и несет убытки.

Почему же так происходит? Участники проекта не сошлись в формулировках и ожиданиях, не поняли друг друга.

Такого непонимания можно избежать, если вовремя:

  • конкретизировать требования
  • упорядочить требования
  • зафиксировать требования

Конкретизация

Весь пул пожеланий и ожиданий заказчика необходимо уточнить до состояния полной однозначности. Например, заказчик предъявляет такое требование “Интерфейс должен быть интуитивно понятным”.

Но что оно значит? Кому должен быть интуитивно понятен интерфейс: заказчику, пользователю, разработчику, жене заказчика?

Что значит “интуитивно понятен”? Интерфейс позволяет пройти базовый сценарий на странице без подсказок? А если пользователь прошел базовый сценарий без подсказок, но потратил на это полчаса? Это много или мало? На все это должны быть ответы.

Требования должны быть однозначными, измеримыми, выполнимыми.

Конкретные требования к продукту позволяют задать границы разработки, обеспечить разработчиков однозначными тасками, определить критерии качества.

Упорядочение

Собранные требования можно привести в порядок разными способами.

Например, требования можно разбить на смысловые группы по приоритетам, по функциям и т.д. Например, есть задача по созданию сервиса, на котором пользователи могут платно смотреть некоторые видео. В первую очередь необходимо реализовать функцию загрузки, хранения и просмотра видео. Далее уже настроить возможность оплатить просмотр, сделать интеграцию с платежными сервисами, настройку регистрации пользователей и т.д.

Фиксация

Все собранные и обработанные требования обязательно должны быть зафиксированы документально и согласованы. Что не записано, значит, не было. Например, я фиксирую требования в таких документах как: рамки проекта, ТЗ, спецификация, художественное задание, контентная таблица, схемы и прототипы.

Решение проблемы

За всеми этими нюансами и деталями очень важно не упустить главное. А главным является решение проблемы клиента. Конечный продукт не должен быть вещью-в-себе, он должен решать задачи и быть полезным. Необходимо прояснить, в чем дело. Не всегда то, что хочет заказчик, это то, что ему действительно нужно.

Например, заказчик хочет интернет-магазин, так как считает, что это поможет ему увеличить прибыль. Ок, у заказчика появился классный, красивый и удобный интернет-магазин. Заказов стало больше, а прибыль не растет. В чем же дело? Заказов стало больше, операторы на стороне заказчика не успевают все обработать, на складе путаница. Выходит, что внутренние системы заказчика не были готовы к такому объему работы. Сайт не помог, а только усугубил положение. Истинная проблема была в несовершенстве бизнес-процессов внутри компании заказчика. Это необходимо выяснить на этапе аналитики.

Как сделать

Как же сделать это? Задавать много вопросов.

Но главное здесь — это умение задавать правильные вопросы, даже пусть они будут неудобными. Важно поставить себя на место заказчика, на место конечного пользователя и попытаться представить, что и зачем я делаю.

К вам пришел проект. Не поленитесь, задайте вопросы “для кого, зачем, почему, как, что в итоге”, представьте себя пользователем, узнайте ожидания заказчика. Ответы на эти вопросы, полученные в самом начале, сэкономят вам кучу нервов и крови в конце проекта.

Процесс. Кейс

Процесс проведения аналитики я хочу показать на примере одного успешного кейса.

Рассмотрим кейс разработки корпоративного сайта для агрохолдинга. Вроде звучит достаточно ясно, но дьявол кроется в деталях.

А детали такие:

  • 1 место в регионе
  • 16 компаний внутри холдинга
  • 6 типов производства
  • 6 сегментов аудитории b2b и b2c
  • Всего 1 сайт для представления

Первый этап “Определение бизнес-задач и ожиданий”

Процесс проведения аналитики необходимо начинать с изучения бизнес-сферы клиента, целей и задач проекта и продукта.

На этом этапе мы с командой выезжали к клиенту в офис, провели встречи со всеми заинтересованными отделами, получили документ с видением сайта. По итогам первого этапа мы получили в качестве артефакта документ с рамками проекта, в котором зафиксировали задачи сайта, задачи клиента, задачи нас как исполнителя, указали ограничения по информационной структуре и навигации. Это послужило основой для разработки ТЗ и интерактивных прототипов

Второй этап “Изучение целевой аудитории”

Конечным продуктом будут пользоваться живые люди. Необходимо выяснить, кто они такие.

Далее мы изучили потенциальных посетителей сайта, их требований и задач. Сайт ориентирован одновременно и на b2b, и на b2c сегменты.

Нужно было учесть интересы партнеров, инвесторов, контролирующих органов, СМИ, соискателей, конечных потребителей продукции. По итогам был составлен документ с пользовательскими сценариями и описанием необходимых разделов.

Третий этап “Аудит конкурентов”

Следующим этапом стал аудит сайтов конкурентов и анализ лучших практик в интерфейсах и дизайне. Было изучено около 20 различных сайтов и составлен документ с выводами, что опять таки повлияло на разработку прототипов и дизайна.

Поговорив с маркетологами, мы определили наиболее серьезных конкурентов и изучили их сайты по нескольким критериям: наличие промо баннеров, разделение контента по аудитории, каталог продукции, формы связи и т.д.

Четвертый этап “Анализ контента”

На четвертом этапе мы собрали требования к контенту. Учитывая большой пул разнообразных задач сайта, обширную аудиторию и невероятное желание клиента рассказать о себе все, мы решили все зафиксировать. Мы с командой составили таблицу соответствия раздела и необходимого контента и отрядили специального человека собирать контент в офисе клиента.

Пятый этап “Определение функций и сценариев работы”

На предыдущих этапах мы выявили цели и задачи проекта, заказчика и пользователей. Теперь же исходя из этих данных мы описали функциональные возможности разрабатываемого продукта.

Все собранные и проанализированные требования к функциональности, работоспособности продукта мы отразили в проектной документации. Написали подробнейшее ТЗ и создали интерактивные прототипы.

Конечный прототип содержит 44 уникальных страницы. Проработанный до мелочей прототип позволил выявить недочеты в интерфейсе, помог осознать взаимосвязь всех разделов. Немаловажную роль сыграло тестирование прототипов.

Артефакты

В ходе анализа требований мы получили следующие артефакты:

  • Рамки проекта
  • Информационная структура сайта
  • Пользовательские сценарии
  • ТЗ на разработку сайта
  • Контентная таблица
  • Аудит сайтов конкурентов
  • Прототипы
  • Инструкции для контент-менеджеров
  • Юзабилити тесты и приемочные тесты

Основными материалами, которыми мы руководствовались при разработке, были ТЗ и прототипы.

Итог

Проведенная аналитика позволила:

  • Определить понимание конечного продукта
  • Корректно оценить и спланировать разработку
  • Избежать рисков, связанных с концептуальным изменением разделов, структуры сайта или подачи контента
  • Сформулировать задачи команде
  • Разработать сценарии тестирования
  • Определить реальные сроки сдачи
  • Написать инструкции
  • Выполнить приемку работ
  • Осуществить поддержку проекта

И в итоге:

  • Все знают, что делать
  • Все знают, что должно получиться
  • Клиент в курсе всего и доволен
  • ???
  • Profit!!!

Продукт соответствует указанным требованиям, выполняет свою роль с первых же минут релиза.

Видеозапись выступления с конференции можно посмотреть тут.

С любовью, Гузель

P.S. Посты канала «Байки из проектного офиса»