Почему от дискриминации старшего поколения страдают все?
Опрос, проведенный американскими профсоюзами, показал, что 2/3 сотрудников в возрасте 40–70 лет переживали случаи дискриминации по возрасту или видели, как это происходит с другими. Что уж говорить о России, где уже в 35 можно почувствовать себя стариком.
Юридическое преследование, принятие законов, вынос на суд публики резонансных случаев показали эффективность в борьбе со многими видами дискриминаций. Первое с чего следует начать – с собственной головы. Современные права и свободы были достигнуты благодаря изменению взглядов.
В плане эйджизма российская корпоративная культура сильно опережает европейскую и американскую. Ситуацию усугубил переход к эре высоких технологий - работодатели отдают предпочтение молодому поколению, которое буквально с рождения погружено в цифровой мир.
В США средний возраст офисного работника - 41 год, а вот что касается стартапов в сфере digital – 28-30 лет. Даже средний возраст СЕО и основателей стартапов колеблется от 30 до 35 лет. В других сферах возраст СЕО – 50 лет.
Есть ли в этом проблема? Безусловно. Проблема в том, что многие из этих молодых руководителей заняли свой пост тогда, когда не были к этому по-настоящему готовы. В результате они руководят компаниями, не имея опыта и каких-либо ориентиров.
Работа в эру современных старейшин
Чип Конли, автор книг по эмоциональному интеллекту, рассказал свою историю, которая сподвигла его на создание концепции «старейшин». Она должна противостоять эйджизму и в результате помочь двум поколениям.
Ему было больше пятидесяти, когда он возглавил одно из направлений стартапа Airbnb. Его непосредственному шефу на тот момент было 32 года. Несмотря на то, что он прекрасно осознавал свои пробелы в плане цифрового мышления, он с лихвой компенсировал их высокими эмоциональным интеллектом, опытом и наставничеством. Причем наставничество шло с обеих сторон – молодые сотрудники «подтягивали» его в вопросах digital, а он развивал в них способность управлять, взаимодействовать, принимать решения.
В итоге он стал так называемым «современным старейшиной». Кто это? Это работник с опытом, мудростью, не утративший любопытство, обладающий мышлением молодого поколения и готовностью непрерывно учиться.
Что нужно сделать, чтобы из «пожилых» сделать «старейшин», а молодых избавить от высокомерного эйджизма?
1. Начните с собственной речи. Пора провести четкую грань между словами «старейшина», «старый» или «пожилой». Пожилой ассоциируется с немощностью и зависимостью в противовес здоровой и румяной молодости.
2. Общество всегда зависело от своих старейшин, наставляющих новое поколение. Нет смысла отрицать эту потребность. Если работа с персоналом проходит эффективно, то возникает плодотворное взаимодействие между поколениями (а иногда и не одним, ведь сегодня в одном офисе можно встретить представителей 4-х поколений). Это создает условия для успеха компании и каждого отдельного сотрудника.
3. Помните, что эйджизм оказывает влияние на каждого. У нас могут разные политические взгляды и культурные предпочтения, но старость не пройдет мимо. Настало время принять, что возраст человека такой же аспект разнообразия как цвет кожи, религия, культура и т.п.
В эпоху надвигающейся эры ИИ, моральных аспектов генной инженерии и автоматизации, мы как никогда нуждаемся в мудрости современных старейшин.