В России часто встречается такое мнение, что, мол, русские не способны ничего создать самостоятельно. Мол, все хваленые достижения русских так или иначе были потырены на Западе: так, Калашников якобы спер конструкцию своего автомата у Шмайсера, Макаров - у Вальтера, а Мосин - у Нагана. "Запорожец" слизали с немецкой тарахтелки "Принц", а, к примеру, "Волгу" ГАЗ-21 слямзили с американского "Форда".
А "буханку" - нашу уазовскую - мы, типа, тоже с американского джипа передрали. Она же ведь так похожа на американскую - под названием Jeep Forward Control. Ведь не могли же наши инженеры дубоголовые самостоятельно ее придумать. Это ж не американцы (вот, кстати, картинка американской "буханки"):
Те, кто так говорят, скорее всего, ни дня не работали на производстве. Иначе бы они знали, что итоговый вид продукции определяется совсем не тем, кто у кого чего потырил. Он определяется техзаданием. Какое техзадание тебе дадут, так ты и будешь проектировать, так ты и будешь производить - на основе общедоступных технических решений. И если техзадание будет везде примерно одинаковым, то и результат тоже будет везде примерно одинаковым. Как это делается, давайте посмотрим на примере той же "буханки".
Вот представьте, заходит американский военный заказчик в КБ на американской фирме "Джип":
- Так, ребята, нам для армии нужна тачка. Причем компактная - без выступающих деталей. Это чтобы ее можно было плотнее в вагон/самолет/пароход упаковывать - чтоб лишнего места не занимала.
/- Ага, - отмечают инженеры в блокнотике, - значит, бескапотная компоновка./
- А еще там должен быть двигатель простой как грабли. Чтобы с ним разобрался любой придурок из Аппалачей в Западной Вирджинии. И чтоб работал на всем, что горит.
/- Ага, - отмечают инженеры в блокнотике, - значит, берем старый движок от "виллиса" и дорабатываем напильником./
- И чтоб применение было универсальное: хошь - грузовичок, хошь - тягач, хошь - санитарная машина, хошь - автобус, хошь - радиостанция, хошь - чего угодно.
/- Ага, - отмечают инженеры в блокнотике, - значит, продумываем сразу несколько вариантов кузова./
- И чтобы эта тачка могла по любому бизоньему дерьму проехать.
/- Ага, - отмечают инженеры в блокнотике, - делаем полный привод и усиливаем ходовую./
- И самое последнее - запроектировать большой ресурс. Чтоб мы ее после списания могли гражданским продать.
/- Ага, - отмечают инженеры в блокнотике, - перетереть в министерстве, чтоб тачка подходила и под гражданские требования./
Вот так, исходя из этих требований, и появилась американская "буханка". Именно в такой компоновке и именно с такими характеристиками.
НО: советская-то буханка создавалась примерно по такому же техзаданию - на основе примерно таких же ресурсов. И нет ничего удивительно, что обе "буханки" так похожи - как буханка "Дарницкого" и буханка "Белого".
Удивительно другое. Производство американской "буханки" JFC было начато в 1956 и закончилось в 1965. А производство советской "буханки" (если считать с УАЗ-450, на фото ниже) было начато в 1958 и, так или иначе, продолжается до сих пор. Наша конструкция оказалась намного живучее американской. А вы говорите - стырили.