Афористичность – оригинальное высказывание о банальном. Словно лихая пружина спрятана в простых словах и вдруг выстреливает откровением, сверкает в каламбурах. На афористичности построены лучшие анекдоты, когда ожидаемый ход событий внезапно перерубает блестяще выстроенная подмена. Неожиданная и безукоризненно точная. Встреча с остроумным человеком радость. Остроумие не имеет ничего общего с сатирой и шаржем, в гротеске которых всегда чувствуется охлаждающая пыл агрессия. Если остроумен поэт, его стихи непременно покоряют счастливыми открытиями. Удача - встретить в современнике хорошего поэта.
Встреча с современником всегда случайна. Это вспышка. Может вылететь искра, а может задохнуться скучным дымом. Современник ещё не отжат, неоднозначен в своих творениях. Неровен. Неровен час, ошибёшься в выводах. Похвалишь – а он сделает вираж вниз. Осудишь – а он взлетит. Он ведь в поиске. Поиск ведёт к переменам. Перемены бывают разные, - к худшему, к лучшему. Пойди, уследи. Но стабильность страшна, она - олицетворённая смерть творческой личности, её необратимое перевоплощение в коммерческий талант тиражирования.
О современниках обычно не высказываются с однозначной определённостью. Слишком много надо взять на себя труда: обосновать похвалу, обосновать упрёк, высказать последнее так, чтобы не обидеть, не поссориться. Даже сильный человек с трудом переносит, когда ему говорят правду. От всех этих забот критик освобождён, обращаясь к титанам литературы, к почившим классикам. Их труды легко раскрываются навстречу. Нет никакой неприятной неожиданности, никакого неудобства. Для ленивого читателя нет даже необходимости иметь своё мнение. Можно смело хвалить, это совпадёт с общественным мнением. Можно ругать. Классики не заметят. Они уже высказались. Они уже ничего не исправят в том, что оставили.
Встреча с современником всегда случайна, как с любовью. Как с Любовью Сердечной и книгой её стихов "Обучение полёту" (2014). С поэтом, имеющим яркое имя и не менее яркое авторское лицо. Вот, ведь, заданы с рождения имя-фамилия! Родители имели чувство юмора и уверенность, что дочь оправдает аванс, подтвердит его, воспоёт. Её поэтические формулы ослепительны: Я пою не по нотам – по каплям росы… по брызгам цветов… Я живу не по нормам – по залпам грозы… по распахнутым шторам… Родители не ограничились изобретением удивительного имени, но ещё наградили Любовь тонким чувством юмора. Остроумие – дар видеть неожиданные совпадения, улавливать сходство в несхожем и уметь быстро и точно назвать. Когда у поэта есть чувство юмора, оно непременно пронизывает его поэзию, придаёт ей звонкости, афористичности: Я отменная хозяйка! / Отменяю всё… А то вдруг затуманившийся Петербург получает внушение: Это не шпильки – шпили!.. Это не крышки – крыши!
В каждом стихотворении сборника стихов Любови Сердечной «Обучение полёту» (2014) слышна мелодия. И уже не ясно, стихи рождаются из мелодии или мелодия приходит к стихам. Но звучание есть. В повторах, в возвращениях к началу, в единообразно выстроенных заходах, увенчанных разнообразными поворотами, угадывается достойная последовательница Беранже. Открытая, весёлая, ироничная. Стихи энергичные, но свободны от пафоса, умные, но свободны от многозначительности. Великое искусство – говорить в стихах внятно, определённо и говорить уникальное. В этом Любовь Сердечная ещё и наследница Пушкина.
Восхищает способность Любови к оригинальным замыслам - идеям, как изложить волнующую тему. В стихотворении «Старик и море» темой является любовь. Идея же – творческий замысел - раскрывает тему любви, как схватки, напряжённого, почти смертельного, состязания при единстве устремлений. Обыгрываются изменения в расстановке сил по мере раскрытия темы. В начале: «Я Старик. Море жизнь. Рыба ты». В итоге: «Ты Старик. Море жизнь. Рыба я». Другой оригинальный замысел - стихотворение «Пигмалион», идея: работа ещё не закончена, «а Галатея была уж живая». Сколько возможностей для обработки темы... А как изумительно легко нарисована другая аллегорическая картина: Да, жизнь меня пообкатала! / … / Была я щебнем, галькой стала…
Любовь Сердечная. Естественно, невозможно без стихов о любви. Их много. Трагические и счастливые, разные по строю, но в них всегда есть жизнеутверждающая нота. Иногда тема любви разворачивается чередой формул: Что день без тебя? Стон. / Что ночь без тебя? Страх. / Что жизнь без тебя? Сон. / Что свет без тебя? Мрак. / А я не хочу так!.. Горестная пауза обыденности, позванивает самоиронией: Вареньем себе поднимать настроенье! Тоска: И больно жить, и скучно умереть… Отчаяние: Ты снова в жёны взял другую. / Я не ревную. Счастье: Я пляшу под твою дудку. / Ты играешь без перерыва. / … / Смолкнет музыка – я упаду. И ещё счастье, как состояние глубокого покоя и доверия, растворения в блаженстве. Точно, пронзительно, лаконично: Мне прижаться к тебе и застыть. / И прирасти кожей. / И про себя забыть. / И про тебя тоже...
Вот настоящий поэт, отдающий себе отчёт в своём предназначении: Да, я копчу небо, / Чтоб научить солнце / Сиять не только при свете. / Но и в кромешной тьме! Вот голос современника. Сильный, чистый и узнаваемый. Современник как никто нуждается в похвалах. Он имеет на это право, потому что много уже сделал достойного похвалы. Кроме того, одобрение даёт ему силы совершенствоваться и исправлять то, что ещё можно исправить.