Погода бывает не слишком хорошая и совсем отвратительная. В первом случае родители непременно поведут малыша на прогулку: воздухом все-таки нужно дышать. Однако во время снега с дождем, ураганного ветра, опасного гололеда моцион приходится отменять, и в хмурый день дитя начинает кукситься, хандрить, потому что даже конструктор «Лего», такой любимый и желанный, за долгие часы уже надоел. Значит, настала пора домашних забав.
Настольные игры
Это не только развлекательный, но и развивающий досуг. Если правила посильны для понимания и применения ребенком, то он обязательно увлечется. Примеры удачных вариантов:
1. «Рыбалка». Ужение в миниатюрном пруду с настоящей водой сопровождается музыкой. Обитатели водоема и вспомогательные приспособления красочные, условия – интересные, положительного результата удается достичь абсолютно всем ребятам.
2. «Осьминог Жоли». Деятельность, как и предыдущая, подразумевает ловлю. Орудие – щипцы, объект охоты – симпатичные крабики. Их охраняет большой, но совсем нестрашный осьминог. Он непрестанно двигает щупальцами и заливисто хохочет, когда кто-то по неосторожности прикасается к ним. Задача игроков – выудить побольше его подопечных и как можно реже щекотать их опекуна.
3. «Кто первый». Здесь неспешные действия, требующие внимания, сменяются высокоскоростными – недаром игра называется «самой быстрохватательной». Основная цель – заметить схожесть выкладываемых на столешницу карточек и, опередив соперников, схватить почти волшебную палочку. В игровом сюжете есть неожиданные повороты.
Если родители пока не сходили в торговый центр за готовой игрой, можно организовать собственную, задействовав имеющиеся дома предметы.
Кто прячется в мешочке?
Это предстоит выяснить юному детективу, тщательно ощупав вещь, спрятанную за плотной непрозрачной тканью. Перед манипуляцией, довольно сложной для детских пальчиков, надо сочинить сказку, чтобы создать интригу. Допустим, о том, что какая-то неведомая зверушка из числа игрушек спряталась в мешке, потому что плохо поступила: утащила у зайки морковку или, не спросив разрешения, сгрызла орешки, припасенные белкой. Отыскать нарушителя лесного порядка и, не видя его, определить, кто же он, – задание для малыша.
После «установления личности» шериф (ребенок) должен будет объяснить провинившемуся, почему нельзя брать чужое. Оригинальное занятие вариативно и, кроме прочего, имеет воспитательную функцию, а также способствует развитию речи.
Совет
Лишь немногие дети погружаются в какой-либо процесс на длительный период: полдня рисуют, рассматривают картинки или долго и сосредоточенно слушают родительское чтение. Гораздо чаще маленькие человечки, немного позанимавшись чем-то, вскоре берутся за другое. Они так устроены, это возрастная особенность, а потому правильным считается досуговый режим, при котором прослушивание аудиокниги чередуется с раскрашиванием, лепкой, помощью маме на кухне – кстати, этому могут сопутствовать необычные познавательные игры. Ниже описана одна из них.
Чем пахнет?
Взрослый человек завязывает сыну (дочери) глаза и поочередно подносит к его носу специи и продукты с ярко выраженными запахами, проговаривая: имбирь, кофе, корица. Достаточно 3–4 ароматов, поскольку младшему дошкольнику, скорее всего, незнакомы как они сами, так и соответствующие им слова. Ребенку предлагается запомнить то и другое и приблизительно через полчаса узнать, что именно он повторно нюхает.
Обыкновенный домашний быт дает безграничный простор для увлекательного познания мира.