Найти в Дзене

Цветной узор на белом фоне

© Schmid Feuerungstechnik GmbH & Co.KG
© Schmid Feuerungstechnik GmbH & Co.KG

Традиционные кафельные печи хороши не только тем, что долго удерживают тепло и создают неповторимую атмосферу уюта. Эти изделия становятся центром притяжения в доме. Отдельное направление дизайна кафельных печей — создание авторских моделей, отличающихся свободным формообразованием, ярким колоритом и уникальными рисунками.

© Brunner
© Brunner

Печи, полностью или частично отделанные керамикой, — это всегда нечто особенное. Они излучают очень мягкое, приятное тепло, подобное солнечному, которое считается наиболее комфортным и безопасным для человека. Поскольку температура наружных стенок печи никогда не бывает слишком высокой, о них невозможно обжечься, даже если прислониться к ним, устроившись рядом на мягких подушках. Да и пыль, попадающая на поверхность плиток, не пригорает, а значит, воздух в помещении остается чистым.

© «Гленрич»
© «Гленрич»

Кафельные печи в большинстве случаев работают на дровах и являются одними из самых экологичных. Производители выпускают немало моделей, которые выглядят как суперсовременные камины с широкими остекленными экранами, через которые так приятно наблюдать за игрой пламени. В то же время в продаже есть и более скромные изделия традиционного дизайна, прячущие огонь в недрах своей топки за маленькими глухими металлическими дверцами.

Фото: Александр Камачкин, автор проекта: художник-оформитель Ергали Даутов
Фото: Александр Камачкин, автор проекта: художник-оформитель Ергали Даутов

Отопительные приборы с керамической облицовкой почти всегда многофункциональны. Удобные вместительные лежанки и небольшие выступы-банкетки для сидения, разнообразные полочки для нужных в хозяйстве вещей и симпатичных безделушек, отделения для варки и выпечки сдобы — все это дарит владельцам массу приятных возможностей.

 © Buderus
© Buderus

И наконец, такие печи просто красивы. Их покупка — своего рода инвестиция в искусство, особенно если отдавать предпочтение не типовым моделям, а изделиям, выполненным по авторским эскизам и оформленным художественными изразцами, созданными вручную. Десятилетия спустя подобные приобретения перейдут в разряд антиквариата и будут оцениваться соответствующим образом.

© LEDA
© LEDA

Компактные домашние очаги нередко бывают полностью облицованы узорчатыми изразцами. А вот печи солидных габаритов, целиком покрытые плиткой ручной работы с затейливым рельефом и авторской росписью, можно встретить нечасто, это удовольствие дорогое. Недаром гораздо более востребованы у покупателей изделия с комбинированной наружной отделкой. Популярными компаньонами художественных изразцов являются штукатурка и однотонный гладкий кафель светлого оттенка. С их помощью удается создавать изделия, отличающиеся интересным и даже уникальным дизайном.

© Brunner
© Brunner

Настоящие мастера считают, что форма отопительного прибора не должна определяться исключительно его назначением. Для них не менее важно то, как именно она взаимодействует с окружающим пространством. К примеру, печи со ступенчатой пластикой кажутся гораздо легче, изящнее массивных моделей прямоугольного сечения. К тому же обычно они хорошо смотрятся сразу с нескольких ракурсов. Изделия внушительных размеров и сложной конфигурации отлично подходят для просторных загородных коттеджей. Часто они занимают островное положение в интерьере и визуально отделяют друг от друга гостиную и холл, столовую и кухню, кабинет и спальню. Компактные модели, предназначенные для угловой или пристенной установки в небольшом доме, тоже имеют свои преимущества: они занимают минимум места и позволяют наилучшим образом организовать пространство.

Фото: Александр Камачкин, авторы проекта: архитекторы Аркадий Смехов и Владимир Сягин
Фото: Александр Камачкин, авторы проекта: архитекторы Аркадий Смехов и Владимир Сягин

Индивидуальный подход к проектированию и сооружению печей с отделкой из плитки проявляется и в таких нюансах, как выбор общего стилевого и цветового оформления изделий и поиск декоративных керамических элементов, оптимально соответствующих всему замыслу. Расположение, форма и дизайн подобных акцентов могут быть самыми разными: иногда это просто яркие рельефные вставки по бокам печи, горизонтальные узорчатые полосы снизу и сверху, выпуклые лепные карнизы и плинтусы, а иногда целые изразцовые панно с тонкой художественной росписью или со свободной пластикой в стиле творений Антонио Гауди.

© epr/Inderwies-Keramik
© epr/Inderwies-Keramik

Понятие «изразец» произошло от слова «образец» — так называли облицовочную керамику, изготовленную вручную по специальным шаблонам. Сегодня для отделки отопительных приборов активно используют и кафель промышленного производства, и оригинальные авторские изразцы. Предприятия создают готовые коллекции по тому же принципу, что и наборы плитки для ванных, кухонь или бассейнов. Каждая серия включает в себя базовые детали стандартных размеров и дополнительные фигурные вставки: угловые, бордюрные и чисто декоративные.

© CERAMICHE PUGI
© CERAMICHE PUGI

Универсальность компоновки элементов в пределах коллекции позволяет мастерам легко подобрать оптимальный вариант для облицовки печей любых форм и размеров. Популярными типами фабричных изразцов являются круглые плитки-медальоны, плоские прямоугольные изделия с цветочными мотивами и слегка вогнутые однотонные (так называемые баварские) модели. Для печей в современном стиле дизайнеры предлагают кафель с гладкой поверхностью, без рисунка, причем нередко одна серия может быть представлена в разных оттенках. Плитки с интересным декором можно, например, найти в ассортименте немецких и австрийских фирм.

© AdK/Ruka
© AdK/Ruka

Но как бы ни были хороши серийные коллекции, им трудно сравниться с изразцами ручной работы. В большинстве случаев подобную плитку изготавливают в небольших мастерских, причем обычно уже для готовых печей, часто нестандартной формы, задуманных в том или ином стиле: русском, голландском, восточном, сказочном, под гжель и т.п. Очень популярны флористические, геральдические, бытовые, исторические мотивы. Кроме того, росписи выполняют по эскизам и фотографиям, представленным заказчиками.

© Regnier/FLAMBIS
© Regnier/FLAMBIS

Работа по созданию изразцов — долгий и сложный процесс. Сначала делают макет печи в натуральную величину с учетом последующей усадки глины. Затем его разрезают на части и изготавливают по их размерам плитки с рельефной или гладкой лицевой поверхностью. Потом их высушивают и обжигают. После этого расписывают, покрывают слоем глазури и опять обжигают. В результате невзрачная керамика приобретает яркость и блеск. Для изразцов в антикварном стиле выбирают специальную глазурь с микротрещинами, создающую иллюзию старины. И наконец, все завершается «сухой» (предварительной) сборкой плитки и собственно облицовкой печи.

© «Гленрич»
© «Гленрич»

Уникальность изразцов ручной работы всегда привлекает к ним повышенное внимание, поэтому даже небольшие декоративные панно на фоне простой оштукатуренной поверхности смотрятся ничуть не хуже, чем сплошная облицовка.

© «Изразцовые печи»
© «Изразцовые печи»
© Brunner
© Brunner

Самую актуальную информацию о каминной и отопительной индустрии читайте на официальном сайте журнала «Камины и отопление» >>

Если вам понравился наш пост, поделитесь им с друзьями в своих любимых социальных сетях.