Квасура – один из самых жизнерадостных богов ведического пантеона, известный главным образом своим покровительством весёлым застольям, для чего он подарил людям слабоалкогольные напитки. Не это ли стало причиной его прославления?
Квасура – славянское божество шумных застолий, для которых он и подарил людям слабоалкогольные напитки: мёд, пиво и квас не превышающие крепостью пяти-шести градусов. Своим появлением на свет он обязан очередному конфликту между ясунями и дасунями в ходе которого бог Вала пытаясь спастись бегством от преследовавшего его Индры превратился в камень по которому тот от души и приложился своей палицей. От этого валун рассыпался щебнем, из-под которого забил источник, давший жизнь богу Квасуре и его брату Китоврасу. Первый со временем и избрал для себя специальность покровительства хмельным праздникам.
Этот бог имеет достаточно колоритный облик – он рыжеволосый и рыжебородый крупный мужчина, одетый так, чтобы не отличаться от людей той местности, в которой он явился людям. Его можно узнать лишь по крупному перстню, инкрустированному бриллиантом на правом мизинце и солнечного цвета шарфу, которому весёлый бог не изменяет в любую погоду. Другими его отличительными чертами является весёлая улыбка и заразительный смех, что делает его душой любой компании. Иногда он появляется в сопровождении своей свиты – сурка, кошки или соловья, которые соответственно символизируют даруемые напитками Квасуры доброту и спокойствие, бурную радость или счастье.
Об эпических деяниях этого божества повествует легенда об освобождении стоящего на Днепре города Голуни, захваченного «царём Собакой» с его детьми. Квасура и его брат решают изгнать этих оккупантов, и они пускаются в путь, по дороге вербуя в скоморохи земледельца Вавилу, которого обучают игре на струнном инструменте, гудке, дабы тот «переиграл царя Собаку». В пути экспедиция встречает пару мужиков, которых боги наказывают за грубость и девушку, которая даёт им приют, за что Квасура её награждает – материал её одежды превращается в атлас.
В Голуни Вавила побеждает в состязании с царём Собакой, после чего боги-братья изгоняют узурпатора и его детей из города, сажая своего скомороха княжить здесь. Стоит отметить, что сей сюжет очень похож на описание путешествия эллинского Диониса в Индию, что в контексте сходства специализаций позволяет констатировать его идентичность со славянским Квасурой.
Культ этого божества распространён преимущественно на территории южных славян, где традиционно предпочитают лёгкий алкоголь. Так, Квасуру здесь даже считают покровителем трезвости, следовательно, употребление сорокоградусных вин может стать причиной репрессий с его стороны.
Как следствие, ему тоже устраивают капища, причём, весьма специфические по сравнению с капищами других богов. Так, место для них выбирают недалеко от придорожного магазина или кафе, но не в непосредственной видимости от них или с дороги, лучший вариант – скрытая от глаз ложбина. Там в начале весны, когда снег уже сошёл, готовится площадка, по центру которой устанавливается «капищный столб» - оструганная жердь высотой не менее пяти метров, имеющая сверху приготовленный прошлым летом берёзовый веник, запах которого и должен привлечь внимание весёлого божества. У подножия жерди устанавливаются фигурки тотемных животных, входящих в свиту Квасуры, которые после завершения ритуала будут унесены на хранение до следующего года. Он имеет своей целью попросить этого бога с одной стороны о даровании радости и счастья, с другой – о ниспослании воздержании тем, кто чрезмерно пристрастился к его напиткам. Последняя просьба может исходить как от самих алкозависимых, так и от их родных и близких.
Когда всё готово и участники ритуала собрались, они выстраиваются вокруг капищного столба и исполняющий обязанности жреца мужчина, взявшись за него правой рукой, читает текст славления, который за ним повторяют все пришедшие почтить бога веселья. Затем жердь, символизирующая капищный столб, снимается и веник, находящийся на ней и другие принесённые людьми, зарывается в яме в самой низменной части капищной ложбины или оврага. На получившееся в результате возвышение устанавливается пустой сосуд от любого напитка Квасуры, что символизирует окончание ритуала.
Сакральным символом этого бога является одноимённый знак:
◘ Его растение – берёза.
◘ Животные – те, которые входят в его свиту.
◘ Треба – берёзовые веники.
◘ Дни чествования: начало весны, когда снег уже почти полностью сошёл и по некоторым версиям 14.06., когда скоморохи традиционно разыгрывали пантомиму о походе братьев-богов и скомороха Вавилы на «царя Собаку».
Резюмируя значение Квасуры для славянского мира, надо констатировать двойственность природы этого божества: с одной стороны он несёт миру позитивные эмоции, с другой стороны при чрезмерном употреблении его даров – далеко перекрывающие их проблемы. Но именно это заставляет людей не терять головы и помнить о том, что за бездумный разгул в лучшем случае придётся платить головной болью, в худшем случае последствия вообще могут стать фатальными. Тем не менее, признательность к богу, стремящегося принести радость в жизнь людей, определила его прославление и искреннюю благодарность за его дары.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.