В прошлом году вышел фильм Бегущий по лезвию 2049, а сейчас CD Projekt RED взрывают игровую общественность своей новой игрой Cyberpunk 2077. И все они сделаны в стилистике киберпанка.Любое течение будь оно жанровым или стилистическим не появляется с пустого места и имеет свои истоки.
Само слово киберпанк было придумано в 1983 году Брюсом Бетке, который опубликовал одноименный рассказ. Один из героев рассказа, хакер, носит панковскую прическу. Однако именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра.
Метрополис
Перенесемся в начало 20-го века. Появился Советский Союз, мир пытается отойти от Первой Мировой войны. В развитых странах проходит массовая электрификация. И в это время Фриц Ланг выпускает свой фильм "Метрополис".
Фильм повествует о мрачном будущем, где крупная монополия фактически управляет город Метрополис. Город разделен на три зоны: верхнюю, машинную, нижнюю. В верхней люди живут припеваючи, тогда как в двух остальных влачат свое жалкое существование в нищете рабочие, которых охраняют роботы. В то время данный фильм посчитали критикой капитализма, но люди не заметили главного. "Метрополис" является первой кинематографической антиутопией.
Уже в 1948 году выходит трактат "Кибернетика" под авторством американского ученого Норберта Виннера, где он заложил основы такой науки, как кибернетика. В 60-х произошел бум кибернетики, в следствие чего у общественности вырастает интерес к бионике и биомеханике.
Параллельно с этим произошло событие, которое сильно повлияет на мир в будущем. В Массачусетском Технологическом Институте закладывают основы для создания интернета.
Неоновое время
Настали 80-е, жанр западной фантастики в глубокой стагнации. Период возникновения киберпанка в том значении, которое принято у нас был ознаменован свое рода битвой. Тогда Майкл Суэнвик (американский писатель фантаст) разделил писателей на два лагеря: гуманисты и киберпанки. Первые с уважением относятся к старым традиция написания книг. Тогда как вторые, имели огромный интерес к технологическим новшествам и желали приносить их в книги.
В 1984 году писатели Робинсон (гуманист) и Гибсон (киберпанк) выносят на премии романы. "Дикий берег" Робинсона, где главный герой живет в разрушенной Америке и "Нейромант" Гибсона своего рода взгляд в мрачное будущее, предупреждение современникам. "Нейромант" взял все премии. Киберпанк стал широко известен и заполучил интерес публики. И наконец киберпанк принял, то значение, в котором все его сейчас знают.
Киберпанк в играх
Киберпанк появлялся не только в книгах и кино, своих фанатов он нашел и играх. Наверное самой известной франшизой в киберпанк стилистике является Deus Ex. Антиутопия, мрачная атмосфера, экономическое неравенство, промышленный шпионаж, здесь имеется всё для создания киберпанка.
Также своего рода эталоном киберпанк игр был в свое время Syndicate 1993 года. Здесь и вовсе весь сюжет крутится вокруг синдикатов и промышленного шпионажа.
Ну и из недавнего, что вызвало еще больший интерес к киберпанку, новая игра от CD Projekt RED Cyberpunk 2077.