Найти тему
Из точки А в точку Б

Цветные фотографии железных дорог царской России

30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Ещё на рубеже XIX и XX веков он разработал технологию и стал делать цветные фотографии путём наложения светофильтров. Среди них много фотографий железной дороги.

Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная его методом в 1909 г.
Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная его методом в 1909 г.

Прокудин-Горский путешествовал по всей Российской империи, чтобы создать коллекцию её фотографий. Черноморское побережье, Кавказ, Туркестан, Ясная Поляна и серия фотографий Льва Толстого... В 1909 году Николай II выделил фотографу специально оборудованный железнодорожный вагон, на котором тот и дальше путешествовал по стране для её фотодокументирования.

С. М. Прокудин-Горский. Ст. Ладва [Олонецкой] ж.д. Неровности пути. 1916 год
С. М. Прокудин-Горский. Ст. Ладва [Олонецкой] ж.д. Неровности пути. 1916 год

До 1916 года Сергей Михайлович колесил по всей стране и объехал большую её часть. Он фотографировал пейзажи и города, деревни и заводы, людей и монастыри. Последней стала экспедиция в Мурманск и на Соловецкие острова — кстати, многие железнодорожные фото как раз оттуда.

С. М. Прокудин-Горский. Ст. Фараб в 5 верстах от Чарджуя.
С. М. Прокудин-Горский. Ст. Фараб в 5 верстах от Чарджуя.
На снимке паровоз Аа-76 (после 1912 г. серия "К") выпущен на Коломенском заводе в 1909 году, приписан к Пермской ж/д.  Место съемки — депо Главных мастерских УГЖД, г. Пермь.
На снимке паровоз Аа-76 (после 1912 г. серия "К") выпущен на Коломенском заводе в 1909 году, приписан к Пермской ж/д. Место съемки — депо Главных мастерских УГЖД, г. Пермь.

Суть технологии цветоделения, которой пользовался Прокудин-Горский, в том, что каждый кадр делался в трёх экземплярах — через светофильтры синего, зелёного и красного цвета. Дальше сложность была в проявке: с синим и зелёным проблем не было, а вот достоверно передавать красный цвет тогдашние фотоэмульсии не позволяли. Будучи химиком, Сергей Михайлович усовершенствовал технологию, и его снимки при наложении передавали цвета точно и деликатно.

Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

С. М. Прокудин-Горский. Бараки [строителей] у станции [Кивач]. 1916 год
С. М. Прокудин-Горский. Бараки [строителей] у станции [Кивач]. 1916 год

В 1918 году после революционных событий Прокудин-Горский уехал из России сначала в Англию, а затем перебрался во Францию. Он вёл активную просветительскую деятельность, публиковался в британских и французских журналах, сотрудничал с братьями Люмьер и даже собирался в фотографическую экспедицию по Франции (частично эту идею потом воплотил его сын).

С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный мост через реку Каму около Перми.
С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный мост через реку Каму около Перми.

Сергей Михайлович прожил долгую и активную жизнь. Он застал Вторую мировую войну — уже в очень почтенном возрасте, и оказался в Париже, когда его оккупировали немецкие войска. Он пережил оккупацию, но умер через несколько недель после освобождения города в 1944 году.

С. М. Прокудин-Горский. На дрезине у Петрозаводска по [Олонецкой] ж.д. 1916 год
С. М. Прокудин-Горский. На дрезине у Петрозаводска по [Олонецкой] ж.д. 1916 год
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и делитесь интересными публикациями с друзьями! Здесь каждый день что-нибудь новое!