Найти тему
Rusunion

Сокровища и клады Москвы. Самые загадочные места столицы

Оглавление

Тайное становится явным, или многовековые секреты русской столицы

Каждому из детства знакомы увлекательные рассказы про клады с несметными сокровищами, которые герои произведений находят в тайниках и жутких подземельях, минуя страшные опасности. Да и кто хоть раз в жизни сам не мечтал отыскать клад? В реальной жизни под кладом не всегда понимается набитый доверху драгоценностями сундук – это может быть и горсть почерневших монет в глиняной кубышке, которые их бывший владелец оставил «на черный день», а потом по каким-то причинам не смог забрать, и потрескавшаяся посуда, и одежда, и прочие предметы быта наших предков.

Однако же, если верить словам истинных кладоискателей, такие на первый взгляд невзрачные предметы сейчас могут стоить больше, чем золотые слитки.

Редко кто об этом задумывался, но клад – это в каком-то смысле печальная находка, потому как его наличие свидетельствует о том, что с его владельцем что-то случилось, раз он так и не забрал все припрятанные сокровища. Много обстоятельств в прежние времена побуждало людей тщательно скрывать от посторонних глаз все то, что было им дорого: частые вражеские набеги, переезды, войны, смена государственного строя. Жизнь была далеко не такой спокойной и размеренной, как сейчас, поэтому зачастую человек чувствовал, что его имущество в безопасности, только если оно находилось глубоко под землей.

Несмотря на то, что клад на Руси был привычным делом, его всегда окружало множество легенд и мифов – возможно, еще и потому, что в славянской мифологии золото считалось металлом, притягивающим темную силу.

И это совсем неудивительно, если только вспомнить, сколько кровопролитных войн и междоусобиц случалось из-за золотых сокровищ! Считалось, что любой клад всегда охраняет нечистая сила – ведьмы, бесы, черти, которые всеми силами старались увести человека от желанных сокровищ. Для наибольшей сохранности клады часто зарывали на кладбищах, считая, что никто не отважится потревожить сон мертвых – однако находились и такие. Исследования, которые в дальнейшем проводились на территориях разоренных кладбищ, неизменно подтверждали присутствие на них «черной» отрицательной энергетики.

-2

Московская земля не богата залежами нефти, газа или цветных металлов. Зато в плане обилия кладов ей конкурентов не найти…

Народная мудрость гласит: «Под каждой точкой земной поверхности находится хотя бы один подземный ход. Если вы не нашли хода, значит, он глубже.» Что правда, то правда: строительство загадочных московских катакомб было начато задолго до первого летописного упоминания Москвы, однако «расцвет» их строительства принято относиться к эпохе правления Ивана Третьего и Ивана Грозного, изрывшего всю московскую землю «вдоль и поперек». Именно он построил целую цепь подземных ходов, через которые жители кремлевских дворцов могли незаметно попасть в любую точку города и даже за его пределы. Печально известные места: помимо царских сокровищниц там располагались еще и жуткие темницы, в которых над заключенными проводили нечеловеческие по своей жестокости пытки, из которых наиболее распространенной была так называемая дыба. Особенно славилась своими страшными пытками Константино-Еленинская башня, которую также называли «Пытошной», где размещалась тюрьма знаменитого Разбойничьего приказа (по преданиям, в ее глухой каменной кладке были замурованы жертвы Ивана Грозного). Однако дознания там проводили не только за разбои, но даже за незаконную торговлю вином и табаком. Оголенному по пояс обвиняемому веревкой связывали кисти рук за спиной, после чего подвешивали на поперечном бревне дыбы так, что руки несчастного выворачивались из суставов, что причиняло ему неимоверную боль. При этом палач стегал обвиняемого ременным кнутом. Пытка повторялась до тех пор, пока несчастный не признавал свою вину. Трупы насмерть замученных людей поутру выбрасывались на мостовую, чтобы родственники смогли их похоронить – своего рода акт «милосердия» тех времен.

-3

Под землей устраивали не только сокровищницы и камеры пыток, но и колодцы, тайные лазы, арсеналы, некрополи, казнохранилища и тайные палаты. Согласно исследованиям специалистов, бесчисленные подземные ходы Кремля сообщались между собой и имели несколько выходов на поверхность: один в подвале Архангельского собора, другой под Боровицкой башней. Возможно, недаром археологи называли Кремль «хитрой крепостью с двойным дном» – он ни разу не был взят в результате осады.

Много легенд ходило вокруг старшей, Тайницкой башни московского Кремля, в подземелье которой современными археологами был найден настоящий колодец. Крайне продуманный стратегический ход: наполняясь водой из Москвы-реки, колодец постоянно снабжал ею всех жителей, позволяя держать осаду Кремля. Многочисленные раскопки в районе Тайницкого сада принесли немало других исторических находок: уникальные берестяные грамоты, большую серебряную кружку весом в полтора килограмма, которую мог поднять, наверное, только настоящий русский богатырь, и даже четырехсотлетний труп!

Загадка подземелий Кремля – пожалуй, одна из самых значительных и так до конца и не раскрытых тайн России. Далеко не каждому исследователю было дозволено спуститься в «подземный город», а те, кому это все же удавалось, засекречивали часть своих материалов от посторонних глаз. Одним из самых знаменитых исследователей, добравшихся до тайны подземных катакомб, был ученый-археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий, утверждавший, что подземные коридоры многих зданий в области Садового кольца связаны между собой и Кремлем цепью лабиринтов. За год своей усердной работы он обнаружил тайный ход от Храма Василия Блаженного до Спасской башни, загадочный коридор, проходящий под Красной площадью, остатки подземного хода, построенного самим Аристотелем Фиораванти, каменную цистерну для воды, устроенную для Пьетро Солари, подземные ворота из Кремля, строго соответствующие наземным, и даже несколько скелетов в воинских доспехах 18 века. Согласно преданиям, в подземном кремлевском городе должно было содержаться еще одно и, пожалуй, главное сокровище, на поиски которого исследователи разных эпох потратили немало времени и сил – Либерия. Так называлась знаменитая библиотека Ивана Грозного, включавшая в себя поистине легендарное собрание книг и документов. Однако ее Стеллецкому найти так и не удалось.

-4

Поскольку вся Москва – одна огромная кладезь секретов, не менее интересные и даже пугающие находки можно было обнаружить и далеко за пределами Кремля. Но там уже с ними сталкивались не профессиональные исследователи, а, скорее, рядовые граждане. Так, большой резонанс вызвал случай в 1924 году, когда в доме номер два на Богоявленском переулке при ремонте отопления в подвалах рабочие случайно наткнулись на три каменных гроба с человеческими останками внутри. Позже исследователи предположили, что в этом месте когда-то произошло жестокое погребение живых людей: для продления страданий своих жертв их мучители специально оставили небольшой приток воздуха в гробы, чтобы несчастные медленно умирали от голода и жажды.
За следующим секретом прошлых лет далеко ходить не нужно: не так давно, в 2007 году в подвале бывшего Чижевского подворья, находившегося по соседству с Богоявленским переулком, так же случайно обнаружили средневековое захоронение 81 человека. Тогда же предположили, что скелеты относились к погосту Успенского храма на Чижевском подворье: раньше вокруг него располагалось кладбище, которое затем было уничтожено при постройке зданий.

-5

Зачастую случайно обнаруженные простыми людьми подвалы и подземные ходы использовались совсем не по назначению. Так, в конце 1970-х годов подвальные помещения дома 12 по Никитскому бульвару облюбовали хиппи и прочие неформалы того времени; в заброшенных бомбоубежищах Гранатного переулка обосновались местные анархисты, а в подвалах дома 4 на Страстном бульваре не раз находили ночлег алкоголики, уличные бродяги и бомжи.

Сегодня современная Москва, постоянно перестраиваясь, не оставляет прежнего простора даже для самых находчивых кладоискателей. Однако ищущий всегда найдет, например, проникнув в какой-нибудь заброшенный особняк, готовящийся к сдаче другим жильцам или к сносу. Надо заметить, что в стенах домов ценности прячут довольно редко – видимо, слишком трудоемкая затея, тем более что замаскировать клад в стене куда сложнее, чем в том же полу под какой-нибудь скрипящей половицей. В домах дореволюционной постройки, например, половицы от перекрытий разделяло большое расстояние – достаточно большое, чтобы просунуть туда серебряную суповую ложку, браслет с драгоценными камнями или запонку из чистого золота. Такие и подобные им небольшие предметы нередко обнаруживают жители старых московских квартир даже теперь, спустя столько лет.

Понравилась публикация? Не забудь поставить лайк и подписаться!