К началу учебного года - новости образования:
“Возможность отказаться от пятибалльной системы оценок в российских школах и перейти на 12-балльную систему обсуждается в Рособрнадзоре и других профильных ведомствах”.
Ура. Двенадцатеричная система - как в древнем Шумере - наконец-то переориентирует отсталую Россию “на популярные сегодня 4 “К”: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация”. Хорошо бы, конечно, ввести 38-балльную (в попугаях) или сразу 100-балльную систему, но В.А. Болотов из ВШЭ с грустью отмечает: “Стобалльная в школе не пойдет, потому что отличать 55 от 57 учителю без специальных психометрических процедур нереально”. Больше четверти века вышеупомянутый В.А. Болотов (замминистра образования - 1992) и Ко ломают советскую систему образования - и все никак не могут ее модернизировать до уровня американского плинтуса. Уж на что был мощный инструмент оптимизации - ЕГЭ, но и его недобитые “предметники” умудрились перемонтировать на ходу так, что он стал больше похож на нормальный осмысленный экзамен, чем на одноклеточную угадайку.
Сравните с Терминатором-2 в известном кинофильме.
А если серьезно, то оценка любой деятельности предполагает, в первую очередь, внятное определение цели. Если бригада подрядилась ремонтировать квартиру, а после ее ухода видно: обои отклеились, а на двери слово из трех букв, то не нужно заканчивать ВШЭ, чтобы определить цену такой работы. Но при остром нежелании называть вещи своими именами можно подменить цель. Представить надпись на двери как произведение актуального искусства. Или заняться “созданием критериально-ориентированных систем оценки”. Вывести из мусора на паркете какой-нибудь коэффициент креативности, коммуникативности, презервативности - и таким образом отчитаться непонятно о чем.
Недавно лишили аккредитации (т.е. права выдавать дипломы гос. образца) Московскую высшую школу социальных и экономических наук, в просторечии “Шанинку” (по имени основателя, социолога Теодора Шанина). У этого учебного заведения фанаты - как у эстрадной группы, по их мнению, злые власти закрывают “один из лучших вузов страны”. Не думаю, что среди нынешних гуманитарных вузов есть “лучшие”. Так можно сказать об отдельных кафедрах, где по старинке учат археологии, лингвистике или истории конкретного периода. А основной объем гуманитарного образования с начала тех же 90-х - пустословие. Читая в хвалебных публикациях о “Шанинке”: “Курсы себе ты выбираешь сам… Экзаменов нет, зато есть эссе, где нужно показать, как ты научился применять знания на деле. Все работы проверяются тщательно и анонимно…” - я и сам склоняюсь к мысли, что высшее специальное образование здесь ни при чем, и лицензия только мешала заниматься организацией культурного досуга.
Но это частное мнение. Чтобы принять официальное решение, наверное, следовало разобраться, каким профессиям учат в МВШЭСН и насколько успешно выпускники потом работают.
Только экспертное заключение совсем о другом.
“При реализации образовательных программ все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентированы образовательные программы, включаются в набор требуемых результатов освоения программы…”
И т.п. 30 страниц такой бюрократической жвачки. Подписано серьезной деятельницей науки, которая сама успешно защитила диссертацию на тему “Стратегическое управление деятельностью предприятий фирменного сервиса”. Волей-неволей начинаешь симпатизировать “Шанинке”, там хотя бы весело.
С приходом в Минобразнауки О.Ю. Васильевой забрезжила надежда, что четвертьвековой морок “общекультурных компетенций” рассеется и начнется восстановление отрасли. Но в этом году высшее образование отдали профессиональным оптимизаторам, а на школу нацелился кадровый резерв
Б.Н. Ельцина.
С наступающим Днем знаний. То есть, простите, “психометрических процедур”.
Илья Смирнов, историк