Тибет и буддизм появились в моей жизни в студенчестве на лекциях по истории России - тогда впервые у меня поехала "крыша мира".
Тогда, на пятом курсе истфака, магистрантам читался специальный курс по общественной мысли России 19 века. Уважаемый всеми профессор разделил нашу группу на "либералов" и "консерваторов" - на семинаре состоялась словесная дуэль, где надо было защитить взгляды сторонников на развитие Российской империи.
Я был в лагере консерваторов, хотя представлял при этом очень либеральную персону - Александра Пушкина. Не какой-нибудь Хомяков или (если ближе литераторы) Гоголь, а Пушкин. Мне казалось и кажется до сих пор, что его "Дубровский" - отличный пример выражения русской идеи в ее консервативном варианте. В лагере сторонников на меня посмотрели настороженно, когда я обозначил свой выбор. Как сказал бы Леонард Коэн, я тогда слыл не правым и не левым, а просто пропадал в экране своего компьютера.
Однако успешно защитить свои взгляды на семинаре я все же смог. Тогда я, наверное, впервые интуитивно пришел к философии индуизма и буддизма. Убедитесь сами как близка такая интерпретация "русскости" с индуистским понятием "дхарма":
Дубровский смирился перед законом патриархальной жизни богобоязненной России, хотя у него была целая разбойничья шайка нарушить этот уклад. Но нет - Маша венчана, и он должен уйти. Все несчастливы, но таков Закон, такова Дхарма, превыше любви и страсти. Герой-разбойник бросает все и скрывается в неизвестном направлении. Как хорошо, что у этой истории нет второй части.
Кама, то есть страсть, уступает. Как велик тот, кто умеет красиво проигрывать и уходить в никуда. Буддисты называют исторического Будду не иначе как Татхагата - игра слов, которая одновременно значит "Так приходящий" и "Так уходящий".
Вот он, парадоксальный симбиоз консерватизма и либерализма - знай и чти Закон, не спорь с ним, если вокруг все трепещут перед ним. Просто уходи, как Дубровский или Будда. Не ищи светильника в других, сам будь им. Тогда на семинаре я получил пять, а через полгода я впервые поехал в путешествие по Индии. Вот такой спин-офф моего интереса к связям Индии и России.