Найти тему
между прошлым и будущим

Прекрасная Луиза Лабе

Знаменитая поэтесса и писательница XVI века Луиза Лабе родилась в 1524 году в древнем городе Лионе.

-2

Вообще-то настоящая фамилия Луизы была Шарли, а фамилия Лабе принадлежала первой жене отца. Но поскольку Пьер Шарли унаследовал имущество жены, то взял и фамилию.

Луиза рано лишилась матери и воспитывалась мачехой -- Антуанеттой Тейяр. Пьер и Антуанетта постарались дать детям прекрасное образование, а Луиза с самого раннего возраста проявила немалые таланты. Она прекрасно знала языки -- древнегреческий, латынь, итальянский, изучала современную и античную литературу, историю, философию, математику и музыку -- прекрасно пела и играла на нескольких музыкальных инструментах, с юных лет писала стихи.

Пьер Шарли считал, что девушки должны получать всестороннее образование, так что Луизу обучали еще гимнастике, фехтованию, верховой езде и умению стрелять из арбалета. Во Франции не так уж много знатных дам могли похвастать таким образованием, а Шарли-Лабе даже не были дворянами. Пьер был фабрикантом-канатчиком и он выдал свою дочь замуж за такого же фабриканта-канатчика, из-за чего Луиза и получила поэтическое прозвище Прекрасная Канатчица.

Возможно, все дело было в том, что Луиза родилась на юге Франции, где еще были памятны времена трубадуров и где чувствовалось очень сильное влияние Италии. Это на севере жену даже богатого ремесленника называли просто "демуазель", в Лионе ее называли "дамой", а ремесленники имели гербы.

Но даже на юге образование и увлечения Луизы частенько шокировали жителей города, но они с удовольствием хвастали своим чудом. Первый раз, еще совсем юной, благодаря знаменитому лионскому поэту и своему учителю Морису Сэву, Луизе представилась возможность прочесть собственные стихи перед Франциском Первым. Король был восхищен девочкой.

Второй раз, будучи восемнадцатилетней, она поразила дофина (будущего короля Генриха Второго) искусством верховой езды, умением орудовать копьем и шпагой в театрализованном представлении, изображающим осаду крепости. Генрих был в восторге и заявил, что Луиза имеет право именоваться "капитаном Лоизом", а когда побеседовал с очаровательным "капитаном", то обнаружил, что девушка оказалась еще и удивительно интересным и остроумным собеседником.

В двадцать лет Луиза вышла замуж за Энеммона Перрена. Он был гораздо старше Луизы и не мог похвастать хорошим образованием, но он восхищался женой, как прекрасным произведением искусства, и не мешал ей заниматься музыкой и литературой и общаться с людьми искусства. В его доме таланты Луизы расцвели, а все гости уважали Перрена за гостеприимство и благородство души.

Луиза писала элегии, сонеты (она была первой во Франции, кто стал писать сонеты по-французски), прозу. Ее диалогом "Спор Безумия и Амура" зачитывался сам король Генрих Второй. И, конечно, она получила королевскую привилегию на издание своих трудов, которая позволяла ей печатать все ее произведения без сокращений и поправок, самой выбирая издателя.

Луизу активно читали. Ею восхищались и возмущались одновременно -- как же, женщина осмеливается говорить о любви, рассуждать об окружающем мире, делает это смело, остроумно и на редкость искренне! Ей посвящали стихи.

И все же последние годы ее жизни были печальны. Итальянские войны вызвали резкое повышение налогов, и как Перрены не старались, при таком налоговом бремени им не удалось сохранить свое дело по производству канатов. Они переселились в небольшое имение Персье-ан-Домб, которое досталось Луизе от матери. Окончание Итальянских войн не принесло во Францию умиротворения, потому что вскоре началась гражданская война между католиками и протестантами. Луиза была католичкой, но в начале религиозной войны Лион был захвачен протестантами, и ей, с ее репутацией поэтессы, музыканта и "капитана Лоиза", нужно было вести себя очень осторожно. А потом в Лионе и его окрестностях разразилась чума, унесшая жизнь многих близких Луизе людей. Она тоже болела, но все же выжила.

Луиза умерла в 1566 году, оставив по завещанию свое состояние племянникам. Так как город принадлежал гугенотам и католическое богослужение в Лионе было запрещено, ее хоронили ночью, почти тайком. Известно, что на надгробном камне были высечены гербы Шарли и Перренов, но до наших дней ни камень, ни могила не сохранились.

Зато остались литературные произведения Луизы. Они были переведены на многие языки, в том числе и на русский в серии "Литературные памятники" (1988 г.). А еще сохранились стихи, посвященные ей, и многие имена памятны нам только потому, что когда-то Луиза обратила на авторов благосклонный взгляд.

ЖАК ПЕЛЕТЬЕ дю МАН (Поэтам, воспевающим Луизу Лабе)

Вы, кто Луизы жребий восхваляли,

Когда фантазия подвигла вас

Воспеть красу ее прекрасных глаз,

Как много для себя вы получали!

Дары ей Музы щедро расточали, ,

Она делила с вами их не раз:

Хваля стихов божественный экстаз,

Вы творчество свое обогощали.


Петрарка о Лауре пел прелестной,

Но что Луизе восхвалений чад?

Дарами Муз и красотой известна,


Она себя прославила стократ,

И потому уверена по праву,

Что восхвалителям дарует славу.

-3

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки