Зачем над Каменным мостом на улице Малышева предлагали пустить автомобильное полотно? Для чего императору Александру I построили личный мост? Идем над Исетью к сердцу Екатеринбурга...
Мосты обычно не относят к публичным пространствам, однако эти необычные сооружения всегда привлекали людей. Они не только служат транспортной необходимости переехать с одного берега на другой: мосты — это романтика встречи на и пикантность прогулок под. В Екатеринбурге только в центральной части города находится более десяти мостов. Они могли бы стать одним из символов города, однако сейчас эти сооружения незаслуженно игнорирует культурная повестка.
Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких, самых старых и используемых из них.
Первый, каменный, твой
Нам повезло, что река у нас в городе небольшая. Через нее можно построить переправу в любом месте, где Исеть не запружена. На старинных фотографиях Екатеринбурга мы постоянно замечаем тут и там деревянные мосты и мостки, которые возникали и исчезали по желанию городских сообществ около каждой слободы или предприятия.
Однако уже к началу XIX века в Екатеринбурге был настолько оживленный трафик, что деревянные мосты не выдерживали. И в 1839 году городская Дума приняла решение построить пять каменных мостов в ключевых точках города. Этот грандиозный план начал свое осуществление с Покровского проспекта (ныне улица Малышева). В 1841 году (175 лет назад) строительство первого каменного моста было завершено.
Когда-то мост был украшен четырьмя обелисками, до нынешнего времени они не сохранились.
На фотографии видно, что вдали Покровский проспект упирается в костел Святой Анны, здесь еще нет здания гостиницы «Эрмитаж» (это красное кирпичное здание, расположенное сейчас по адресу Малышева 56а), вместо него по ту сторону моста расположен пустырь.
На месте пустыря уже возникло здание (справа на фото его угол), а перед ним подпорная стенка. Впоследствии ее разобрали для организации двухуровневой набережной.
Церкви исчезли, место доминант заняли огромные корпуса Дома Обороны (сегодня здание по адресу Воеводина 6). Обелисков на мосту уже нет, однако набережная все еще не благоустроена.
Сегодня город предъявляет к мосту новые требования. Четырехполосная улица Малышева сужается здесь до трех полос, оставляя по краям узкие тротуары. Однако мост служит переправой не только для пешеходов и машин — по нему с одного на другой берег перекинуто еще и огромное количество сетей. На современных фотографиях можно видеть «паутину» кабельного хозяйства.
С 1995 года активно разрабатывались проекты по расширению моста. Один из них предполагал фактически спрятать конструкции исторического памятника внутри более широкой, новодельной конструкции. Другой предполагал сделать мост пешеходным, подняв автомобильную дорогу над ним на второй уровень. Оба проекта, к счастью, не получили развития.
В нашем городе можно по пальцам пересчитать сохраненные объекты,построенные в первой половине XIX века. Один из них — Каменный мост, к слову, единственный Екатеринбурге, которому присвоен статус памятника истории и архитектуры, да еще и федерального значения. Я думаю, что его ценность как исторического объекта выше, чем лишняя полоса движения на коротком отрезке улицы Малышева и возможности гуляющих срезать 100 метров, пройдя их по узкому тоннелю.
Был да сплыл, но не совсем
Это сооружение удивительно тем, что является одним из многочисленных случайных мостов, который настолько удачно вписался в структуру города,что был потом воспроизведен в металле.
Почему сплавной? Во многих источниках я встречала информацию о том, что«отсюда начинались сплавы грузов по реке Исеть», отсюда и название. Но это не выглядит правдоподобным — русло здесь никак не меняется,не становится глубже или шире, зато оно неоднократно перегорожено самвозведенными мостами, так что ни одна лодка не прошла бы по реке в черте города.
Только на этом участке видно три переправы, а ведь это уже почти окраина города. С большей вероятностью мост был сплавным в том смысле, что конструкция его была плавающая — полотно моста опиралось на лодки или плоты, лежащие в воде. Такие сооружения легко уносило паводком,но их было так же легко восстановить. По аналогичному принципу был сделан первый мост у паровой мельницы (ныне Макаровский мост).
Мост идет над самой водой, опираясь на поплавки. Построен он был в широкой части городского пруда, опоры для него обошлись бы слишком дорого и были чересчур сложными для того времени. По этому же принципу,возможно, был построен и Сплавной мост.
Вокруг да около
Очевидно, мост был так популярен потому, что соединял плотную жилую застройку восточного берега с Хлебной площадью, расположенной на западном берегу. В сознании современного жителя Екатеринбурга набережная по улице Горького — открытое пространство с зелеными откосами, спускающимися к воде, только недавно превратившееся в строительную площадку. На самом деле здесь была плотная застройка городских усадеб.
На берегу стояло множество домиков, выходящих к воде хозяйственными строениями, ни о какой набережной речи не шло. Слева на дальнем плане фотографии виден дом Чувильдина, широко известный как Косой дом, до недавнего времени остававшийся на набережной в гордом одиночестве. В 1930-х годов с переустройством Хлебной площади в сад Юных мичуринцев мост также был реконструирован.
Справа на фото — русло Исети, около которого можно легко различить довольно серьезные, уже совсем не сплавные конструкции Сплавного моста.
Сегодня мост металлический и, к сожалению, совершенно утилитарного внешнего вида. От сложной конструкции из трех арок не осталось следа.
Однако популярность Сплавного моста среди пешеходов только увеличивается. Его реконструкция — отличный вызов для создания нового, необычного, современного объекта в городе.
Царский мост. Подарок императору
В Екатеринбурге всегда любили пустить пыль в глаза дорогому гостю. Одним из таких случаев является история строительства и поименования Царского моста.
В 1824 году город готовился встретить самого почетного гостя — императора Александра I. К этому событию в городе был открыт Александровский проспект (ныне улица Декабристов). На самом деле проспекта в нашем современном понимании там никакого не было: на окраине города построили дорогу, соединяющую Сибирский тракт и Новотихвинский женский монастырь. Делегация въезжала в город с юга, и необходимо было подготовить «гостевой маршрут». В месте пересечения дороги с рекой был построен добротный деревянный мост, названный впоследствии Царским.
В 1889–1890 годах, когда Александровский проспект уже застроили усадьбами именитых и зажиточных горожан, по проекту архитектора Козлова взамен деревянного моста на том же месте возвели каменный.
По берегам Исети располагались сады усадеб, к воде спускались купальни и беседки. Все еще не было общественной набережной, но состояние берегов было уже лучше, чем «нахаловка» у Сплавного моста.
Плотина. Механическое сердце города
Мы уже немного говорили о ней в главе про Исторический сквер, но мне бы хотелось отдельно рассказать про саму плотину, как сооружение и как символ города. Плотинка выделяется среди всех переправ, в первую очередь потому,что это самое старое сооружение нашего города.
Плотина не только соединяет два берега, но и удерживает воду в городском пруду, поэтому за ее состоянием всегда следили, постоянно производя реконструкцию из более надежных материалов по более новым технологиям. Сегодня это фактически новое железобетонное сооружение. А вот как бы выглядела наша плотина, если бы не переживала одну за другой несколько масштабных реконструкций:
Все плотины на Урале в XVIII веке строили по схожей технологии — в реку ставили деревянные срубы и плотно забивали внутрь глину. Немногие из таких сооружений дожили до наших дней.
Такого великолепного вида, как сейчас, по оба берега вокруг плотины раньше не было. С одной стороны стояла каменная стена заводского забора, так что можно было только ходить вдоль нее по узкому тротуару. А вот на другой стороне к 1887 году, то есть к Урало-Сибирской научно-промышленной выставке, разбили настоящий сквер с деревьями и кустами, как маленький парк между двумя берегами.
На этой фотографии уже видно жилой дом УНИХИМа, на переднем плане еще сохранился павильон общества велосипедистов и любителей физического развития.
Если плотина — это сердце города, то ее запорный механизм — клапан этого сердца. После глобальной реконструкции, превратившей территорию завода в Исторический сквер, запорные механизмы были скрыты в теле плотины, однако их место заняла «корона» Краснознаменной группы. Опуская всю идеологию, это яркое пятно очень хорошо обозначало центр города.
К сожалению, в преддверии Олимпиады красное сердце Свердловска демонтировали, а на его место поставили олимпийские часы.
Снос вызвал шквал общественного недовольства, однако оригинальная металлическая скульптура так и была утрачена. Восстанавливать ее в первозданном виде, пожалуй, не имеет смысла — это не произведение искусства, а скорее хорошо подобранный, поставленный к месту городской аксессуар. Сегодня самое центральное место города остается пустым. Был проведен ряд конкурсов, по поиску нового символа, который мог бы занять это место, однако все предложенные проекты были либо слишком идеологически узки, либо, наоборот, слишком невыразительны, чтобы их приняло большинство.
По моему мнению, нужно смело пользоваться сложившейся ситуацией и отказаться от поиска единственно правильного символа для всех. Лучше поэкспериментировать с местом: оно может стать площадкой, на которой каждые два года будет появляться новый, необычный, отвечающий именно сегодняшнему моменту объект. Обязательным условием я бы сделала сохранение габаритов и цвета — красного!
После создания Исторического сквера зеленая зона на Плотинке уступила место широкой пешеходной зоне. Но несколько самых старых деревьев остались.