Найти в Дзене
Фёдоров. Писатель

Сказ о купце, мудрецом себя возомнившим

История та проста, как и вся простота жизни.

Жил себе купец, капитал наживал. Каждый день копейку за копейкой высчитывал: при доходной копейке радость пел, а при убыточной - в горе впадал.

Так и жил он долго, покуда не сколотил капитал фундаментальный. Построил он избу сначала, а после и вовсе дом каменный возвёл. Лошадку свою старую с телегой скрипучей сменил на коней быстроходных с тарантасом новомодным.

Уж и лавку оставил, отрядив управление приказчику, за собой оставив только книги амбарные, да ключи от сейфа.

Новой жизнью зацвёл, значит. С утра в лавку наведается, разузнает дела все, да домой ворочается - утренним кофе подчивать. А после - на променацию тростью шаги отсчитывать. Ходит, значит по округе и всё сверху вниз смотрит. Как кого за негодным ему делом застаёт, так сразу и поучает. И пусть не разбирается в вопросе каком, а всё фактом тычет: "уж коли я капитал какой сколотить умудрился, то неужто глупее тебя, голодранца, буду?".

-2

С годами купец тот и лета и капитал только умножать начал. Уж и завод в его владении и попечителем во многих заведениях значится. Ходит уж по ним одним, улицу стороною обходит.

"Что", говорит, "мне эта улица? Только глупцов на ней и видать стало. Ходят босые, а голос подавать смеют." Предпочтения отдавал он уже заведениям по солиднее. Да всё ум свой капиталом мерил.

Завёл его случай как-то в университет один. Ходит он по коридорам широким, в залы просторные заглядывает. Тут же на профессора и наткнулся.

- Вы чего изволите, - спрашивает его профессор учтиво.

Купец на него и не смотря отвечает: "Да вот, науку смотрю"

- И как наука?

- Да слабовата, вы, видите ли, заблуждениями ходите.

- И в чём же заблуждения наши?

Тут купец ему ажно списком выкатил: и там глупостями морочат и тут не по ивоному жизни поучать думают. На что профессор достопочтенный поклонился ему и в раз его доводы отринул. "Вы", говорит, "заблуждаетесь. Позвольте указать на это". И ну слово купеческое разносить, да фактами крыть.

Купец слушал долго, да слова вставлял. Как ни вставит - всё профессорское слово сильнее выходит. Купец ажно багроветь начал. Видно, что голова уж и паром покрылась, тут уж купец не выдержал, да как закричит:

- А ну ты брось мне эти словесные блуждания! Ты нешто умнее меня решил статься? А это, это ты видел? Такого умения у тебя нет? Нет! Вот и молчи, старец глупый!

Говорит, а сам из портмоне достаёт пачку ассигнаций увесистую и ну по щекам профессора лупить. На силу уняли и из заведения вывели.

Так и ходит купец до сих пор по заведениям, да доказательствами из портмоне любой довод кроет. Говорят, в кабаке каком-то схлестнулся с другим купцом, да только тот ему из кармана кипу толще евоной раза в три показал. Купец сразу мудрённость соперника своего и признал. "Вот", говорит, "сразу видно, мудр человек и науку знает. Нечто все эти словесники! Без мудрости то такого капитала и в жизнь не нажить!"

-3