В 132-136 годах евреи попытались добиться возвращения независимости.
Попытка эта закончилась, как считается, окончательным отделением христианства от иудаизма, но позвольте заявить, что даже без этих встрясок две религии не стали бы сосуществовать как Инь и Янь. Не то это было время, ох не то.
И восстание Бар-Кохбы — яркий тому пример.
С чего началось восстание
Молодой мужчина по имени Шимон, о котором мы почти ничего не знаем, был, предположительно, военным, - одним из тех, кто прошел службу в римской армии и поэтому умел пользоваться оружием, знал тактику и отлично управлял людьми.
В общем, идеальная фигура для пропаганды.
Ему быстро присвоили прозвище "Бар-Кохба", то есть Сын Звезды, - что напрямую связывало его с исторической традицией.
Евреям, которые привыкли жить под чьим-нибудь руководством, требовался очень харизматичный лидер, который оправдал бы в их собственных глазах такой невежливый шаг, как восстание против законной власти.
Ну и Сын Звезды был давно обещанным в учениях Мессией. Повиноваться ему было легко и приятно.
А также небесперспективно.
Приобретение независимости означало бы, как минимум, начало свободной торговли и формирование независимой экономики. Евреи смогли бы диктовать свои условия Римской империи, которая сама по себе мало что производила, развивала в основном военный аппарат и всегда готова была платить золотом за нужные товары.
Ход восстания
Бар-Кохба поступил в полном соответствии с общими ожиданиями: он не только организовал значительную партизанскую армию и учредил национальное правительство.
Он стал чеканить собственную монету, формировал инфраструктуру учебных заведений, в которых изучалось бы иудейство, а не христианство, и вообще вел себя как политический деятель, а не как бунтовщик.
Сын лжи
Император Адриан более года пытался выжить Бар-Кохбу из его главного форпоста - крепости Бетар, - и наконец технология одержала верх над идеологией.
После отчаянного сопротивления восстание было подавлено.
Адриан после этого жесточайшим образом наказал евреев, и именно карая идеологически, а не физически.
Под страхом смертной казни были запрещены и обрядность, и само изучение Моисеева закона.
По сути, Адриан превратил Иерусалим в языческий город: он запретил евреям жить в нем.
Шимон (Симон) Бар-Кохба в глазах половиныевреев стал национальным героем, а в глазах другой половины — злодеем, который обманул еврейский народ и навлек гибель и на людей, и на основы религии.
Прозвище героя было заменено другим — Бар-Казиба (сын лжи). Его голова была принесена в римский лагерь, могилы его не осталось.