Мне интересно читать про системы образования в разных странах. Сегодня читал про систему образования в Норвегии. Знаете, она мне понравилась. Вот такие плюсы я увидел (которые я бы хотел увидеть и у нас):
- разделение школы по возрастам. Шестилетний ребенок не столкнется в одном здании с 14-летним подростком или вообще с 18-летним юношей.
Наверное, в больших школах такое есть и в России, когда начальные классы отделены от среднего звена, а среднее звено отделено от 10-11 классов. Но в небольших школах, где всего одно здание, такого нет. По этой причине в некоторых школах могут возникать не очень приятные явления, когда старшеклассники начинают строить из себя «дедов». В интернете описано сотни таких случаев.
- в списке обязательных предметов есть домашняя экономика.
Я не знаю, что изучают на этом предмете, но слово «домашняя» говорит о том, что там наверняка учат правильно планировать семейный бюджет. Наверняка норвежцы не берут в кредит телефон, цена на который превышает семейный доход в месяц в 2-3 раза.
- с 1 по 7 класс отсутствует понятие «оценка», но присутствуют критерии – «работа в команде», «обсуждение».
Если вы читаете мой канал, то, наверное, заметили, что я не сторонник оценок в том виде, в котором они есть сегодня. Сегодня задача учителя научить так, чтобы ученик смог получить хорошую оценку (или баллы на ЕГЭ), а не приобрел реальные знания. И это не одно и то же.
- постепенное (от класса к классу) уменьшение обязательных для изучения предметов, и увеличение дисциплин по выбору.
А вот это одна из самых главных «инноваций», которые я бы хотел видеть в российской школе. У нас в некоторой степени это тоже присутствует, но увеличение предметов профессиональной направленности было бы на пользу всем. Другое дело, что для этого пришлось бы изменять систему «часов» у учителей.
- в старших классах популярны отделения профессионального мастерства. После окончания школы к диплому прилагается и профессиональная квалификация.
Такое в российских школах тоже присутствует, постепенно, сходит на нет. А почему бы в 10 и 11 классах ученикам не изучать то же самое, что они могли изучить, поступив после 9 класса в ПТУ. Стать электриком, или столяром, или поваром – это может пригодиться и в жизни, даже если вы стали юристом или вообще каким-нибудь космонавтом. А у нас в школе выпускники раньше получали права тракториста. Пусть и трактористами мало кто становился, но сегодня с этими правами можно было бы управлять квадроциклом. А теперь на трактористов не учат (хотя хорошая база есть).
***
Случай не в тему
Смотрю я однажды телеканал «Карусель». Там какая-то детская передача, где ведущий беседует с детьми. Задает им вопрос:
- Дети, а как называют человека, который работает с деревом?
- Стоооляяяр! – кричат все дети хором, а я ору «Плооотнииик!».
- Правильно, - говорит ведущий, - столяр.
Интересно, почему столяр?
Сегодня я спросил у 3 и 5 классов:
- Дети, как называется человек, который работает с деревом?
- Плооотниик! – крикнули все.
Интересно, почему деревенские дети называют профессию плотник, а городские (московские) – столяр?