Гражданская война вывела в свет немало незаурядных и выдающихся личностей со всех противоборствующих сторон. Но, пожалуй, самым необычным из всех был Роман Федорович Унгерн фон Штернберг - русский барон немецкого происхождения, боровшийся против большевиков, основавший Азиатскую дивизию, давший Монголии независимость, мечтавший о возрождении империи Чингисхана. Он заработал репутацию "бога войны", мистика, жившего на основе только своих ощущений, и человека, победившего смерть.
Сам барон любил рассказывать, что его род был всегда воинственным и вел свою историю со времен предводителя гуннов Атиллы. По его словам, Унгерны сражались рядом с Ричардом Львиное Сердце, были пиратами и мужественными рыцарями. На самом же деле, его баронский род брал начало в XVII веке, дед Романа владел суконной фабрикой в Прибалтике, а отец служил в Петербурге в министерстве имуществ.
Родившийся в 1885 году, Роман рос скрытным и одновременно проказливым мальчиком, за что его даже исключили из гимназии. Родители решили несколько дисциплинировать неукротимого "потомка рыцарей" и отдали в Морское училище. Жаждавший подвигов, Унгерн-младший в 1905 году бросил учебу и отправился на русско-японскую войну, которая к его приезду уже закончилась. Вернувшись домой, он поступил уже в пехотное училище, а по его окончании был направлен служить в Забайкальское казачье войско. Здесь-то он и познакомился с совершенно другой, азиатской культурой. В 1913 году он ушел в отставку и отправился в Монголию, чтобы участвовать в освободительном движении монголов против китайцев, но ему разрешили служить только в русском консульстве. Он проводил время в изучении монгольского языка и конных ночных прогулках по степи, где любил погонять волков. Говорят, что Унгерн даже совершил паломничество в несколько буддийских монастырей.
Здесь он уже начал проявлять особенности своего характера. Многие, кто знал барона, стали отмечать его сверхъестественную интуицию. Например, он мог безошибочно найти дорогу в любой глуши и не заблудиться. А еще очевидцы отмечали необычную для офицера внешность барона: растрепанные волосы, неряшливый вид и цепкий взгляд, похожий на взор маньяка или авантюриста.
Началась Первая мировая, и Унгерн отправился на фронт, где мужественно сражался. Его сослуживцы сразу же заметили необычное поведение сотника, который спал в одежде и на полу, ел со всеми из общего котла:
"Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но и сплошь и рядом грешит в плане внешней дисциплины и воинского воспитания. Это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида... Несомненный оригинальный и острый ум, и рядом с этим поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор, поразительная застенчивость и даже дикость, и рядом с этим безумный порыв и необузданная вспыльчивость" (П. Врангель).
Наша группа в "Вконтакте"! Подписывайтесь!
А еще одной особенностью барона было то, что он как будто обманывал смерть. На войне его несколько раз серьезно ранило, но Унгерн выживал и продолжал сражаться.
После Февральской и Октябрьской революций Унгерн, бывший убежденным монархистом, аристократом и считавший такой режим единственно правильным, отправился в Забайкалье и начал там формирование антибольшевистских отрядов. При этом он не был союзником и для "белых", потому что не любил офицеров и считал их виновниками свержения царя в России, называя всех "сентиментальным пансионом девиц".
Азиатская конная дивизия, которую он сформировал, тоже представляла необычное зрелище. Прежде всего, это было партизанское движение, в которое входили и русские офицеры, и бурятские и монгольские добровольцы, и другие местные жители. На знамени этого подразделения в окружении буддийской символики красовались образ Спасителя, свастика и инициалы великого князя Михаила Александровича, которого Унгер считал единственным законным императором России. Сам барон, получивший тогда чин генерала, носил традиционную бурятскую одежду, на которую были нацеплены погоны и Георгиевский крест.
Его армия фактически владела территорией Даурии и контролировала ее путем сбора "дани" или разграбления. В дивизии царила жесткая, порой жестокая дисциплина. Провинившихся могли побить палками или вообще выгнать в степь на съедение волкам. Особенно сильно страдали офицеры, к которым Унгерн относился презрительно и третировал их. Он мог посадить их на неделю на крышу или березу без еды и воды и приказать не пускать.
К осени 1920 года ситуация в Забайкалье изменилась не в пользу "белых" и армии барона. Унгерн решил пойти на новую авантюру: он собрался со своей небольшой дивизией захватить столицу Монголии, которая в 1911 году объявила независимость от Китая, а к 1920 году была почти полностью оккупирована китайцами, изгнать захватчиков и восстановить власть тамошнего теократического монарха - богдо-гэгэна. Для этого он перешел границы Монголии, заручился поддержкой местных князей и священников - лам, которые даже объявили его воплощением буддийского "бога войны".
Буддизм занимал особое место в жизни Романа Федоровича. Он сам говорил, что принял его, не отрекаясь от христианства, потому что считал буддизм всеобъемлющей философией. Унгерн знал и исполнял буддийские обряды, даже мечтал о создании "ордена воинствующих буддийских монахов". Однако можно сказать и то, что это было, во многом, лишь идеологической тактикой, чтобы привлечь на свою сторону азиатов и осуществить давнюю мечту о восстановлении монархий в Евразии и возрождении империи Чингисхана от Тихого океана до Каспийского моря.
В январе 1921 года его партизаны переоделись в тибетских монахов, проникли во дворец арестованного богдо-гэгэна, разоружили охрану и выкрали монарха. Это сразу же сделало верующих монголов сторонниками Унгерна. В феврале столица Монголии Урга была освобождена от китайцев. Здесь были устроены массовые репрессии против китайцев и евреев, их лавки и дома были разгромлены. Благодарный богдо-гэгэн даровал барону и его сподвижникам княжеские титулы.
Следующими целями барона был Китай, где монархию свергли в 1911 году, и Россия, где власть захватили большевики и объявили республику. Первым делом Унгерн решил пойти в Забайкалье и разгромить армию Дальневосточной республики. "Красных" здесь оказалось гораздо больше, поэтому армия барона потерпела поражение. Но Унгерн не сдавался и строил планы похода в Тибет, чтобы основать буддийскую республику для борьбы с большевиками. Но тут уже нервы не выдержали у офицеров в отрядах чудаковатого барона. Они устали от его постоянных авантюр, от наказаний, от походов и считали его замыслы нереализуемыми. В конце концов они не выдержали, попытались убить Унгерна, но тот бежал в степь к монголам-солдатам своей армии, надеясь получить их поддержку. А те, в свою очередь, тоже воевать не хотели, поэтому связали барона и повезли его к "белым". По пути их перехватили "красные" разведчики и захватили своего давнего врага.
Решение о следствии над Унгерном и его казни было принято лично Лениным в Москве. На допросах он держался спокойно и уверенно. Показательный суд, проходивший в Новониколаевске (нынешнем Новосибирске), обвинил барона в массовых убийствах, терроре и контрреволюции и приговорил к расстрелу. После смерти Унгерна богдо-гэгэн повелел провести в Монголии поминальные службы.
Еще долго потом ходили легенды, что "бог войны" не мог просто так умереть, поэтому ушел либо в Тибет, либо в другой буддийский монастырь. А в историю он вошел как самый необычный противник большевиков, авантюрист, мечтатель и безусловно выдающийся человек своего непростого времени.