Найти тему
Филиал Карамзина

"Бог войны" Роман Унгерн

Гражданская война вывела в свет немало незаурядных и выдающихся личностей со всех противоборствующих сторон. Но, пожалуй, самым необычным из всех был Роман Федорович Унгерн фон Штернберг - русский барон немецкого происхождения, боровшийся против большевиков, основавший Азиатскую дивизию, давший Монголии независимость, мечтавший о возрождении империи Чингисхана. Он заработал репутацию "бога войны", мистика, жившего на основе только своих ощущений, и человека, победившего смерть.
Герб рода Унгерн-Штернбергов
Герб рода Унгерн-Штернбергов

Сам барон любил рассказывать, что его род был всегда воинственным и вел свою историю со времен предводителя гуннов Атиллы. По его словам, Унгерны сражались рядом с Ричардом Львиное Сердце, были пиратами и мужественными рыцарями. На самом же деле, его баронский род брал начало в XVII веке, дед Романа владел суконной фабрикой в Прибалтике, а отец служил в Петербурге в министерстве имуществ.

Роман Унгерн в детстве
Роман Унгерн в детстве

Родившийся в 1885 году, Роман рос скрытным и одновременно проказливым мальчиком, за что его даже исключили из гимназии. Родители решили несколько дисциплинировать неукротимого "потомка рыцарей" и отдали в Морское училище. Жаждавший подвигов, Унгерн-младший в 1905 году бросил учебу и отправился на русско-японскую войну, которая к его приезду уже закончилась. Вернувшись домой, он поступил уже в пехотное училище, а по его окончании был направлен служить в Забайкальское казачье войско. Здесь-то он и познакомился с совершенно другой, азиатской культурой. В 1913 году он ушел в отставку и отправился в Монголию, чтобы участвовать в освободительном движении монголов против китайцев, но ему разрешили служить только в русском консульстве. Он проводил время в изучении монгольского языка и конных ночных прогулках по степи, где любил погонять волков. Говорят, что Унгерн даже совершил паломничество в несколько буддийских монастырей.

Молодой Роман Унгерн
Молодой Роман Унгерн

Здесь он уже начал проявлять особенности своего характера. Многие, кто знал барона, стали отмечать его сверхъестественную интуицию. Например, он мог безошибочно найти дорогу в любой глуши и не заблудиться. А еще очевидцы отмечали необычную для офицера внешность барона: растрепанные волосы, неряшливый вид и цепкий взгляд, похожий на взор маньяка или авантюриста.

Началась Первая мировая, и Унгерн отправился на фронт, где мужественно сражался. Его сослуживцы сразу же заметили необычное поведение сотника, который спал в одежде и на полу, ел со всеми из общего котла:

"Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но и сплошь и рядом грешит в плане внешней дисциплины и воинского воспитания. Это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида... Несомненный оригинальный и острый ум, и рядом с этим поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор, поразительная застенчивость и даже дикость, и рядом с этим безумный порыв и необузданная вспыльчивость" (П. Врангель).

Наша группа в "Вконтакте"! Подписывайтесь!

А еще одной особенностью барона было то, что он как будто обманывал смерть. На войне его несколько раз серьезно ранило, но Унгерн выживал и продолжал сражаться.

После Февральской и Октябрьской революций Унгерн, бывший убежденным монархистом, аристократом и считавший такой режим единственно правильным, отправился в Забайкалье и начал там формирование антибольшевистских отрядов. При этом он не был союзником и для "белых", потому что не любил офицеров и считал их виновниками свержения царя в России, называя всех "сентиментальным пансионом девиц".

Знамя дивизии Р. Унгерна
Знамя дивизии Р. Унгерна

Азиатская конная дивизия, которую он сформировал, тоже представляла необычное зрелище. Прежде всего, это было партизанское движение, в которое входили и русские офицеры, и бурятские и монгольские добровольцы, и другие местные жители. На знамени этого подразделения в окружении буддийской символики красовались образ Спасителя, свастика и инициалы великого князя Михаила Александровича, которого Унгер считал единственным законным императором России. Сам барон, получивший тогда чин генерала, носил традиционную бурятскую одежду, на которую были нацеплены погоны и Георгиевский крест.

-5

Его армия фактически владела территорией Даурии и контролировала ее путем сбора "дани" или разграбления. В дивизии царила жесткая, порой жестокая дисциплина. Провинившихся могли побить палками или вообще выгнать в степь на съедение волкам. Особенно сильно страдали офицеры, к которым Унгерн относился презрительно и третировал их. Он мог посадить их на неделю на крышу или березу без еды и воды и приказать не пускать.

К осени 1920 года ситуация в Забайкалье изменилась не в пользу "белых" и армии барона. Унгерн решил пойти на новую авантюру: он собрался со своей небольшой дивизией захватить столицу Монголии, которая в 1911 году объявила независимость от Китая, а к 1920 году была почти полностью оккупирована китайцами, изгнать захватчиков и восстановить власть тамошнего теократического монарха - богдо-гэгэна. Для этого он перешел границы Монголии, заручился поддержкой местных князей и священников - лам, которые даже объявили его воплощением буддийского "бога войны".

Буддизм занимал особое место в жизни Романа Федоровича. Он сам говорил, что принял его, не отрекаясь от христианства, потому что считал буддизм всеобъемлющей философией. Унгерн знал и исполнял буддийские обряды, даже мечтал о создании "ордена воинствующих буддийских монахов". Однако можно сказать и то, что это было, во многом, лишь идеологической тактикой, чтобы привлечь на свою сторону азиатов и осуществить давнюю мечту о восстановлении монархий в Евразии и возрождении империи Чингисхана от Тихого океана до Каспийского моря.
Люди из армии Унгерна
Люди из армии Унгерна

В январе 1921 года его партизаны переоделись в тибетских монахов, проникли во дворец арестованного богдо-гэгэна, разоружили охрану и выкрали монарха. Это сразу же сделало верующих монголов сторонниками Унгерна. В феврале столица Монголии Урга была освобождена от китайцев. Здесь были устроены массовые репрессии против китайцев и евреев, их лавки и дома были разгромлены. Благодарный богдо-гэгэн даровал барону и его сподвижникам княжеские титулы.

Богдо-гэгэн VIII
Богдо-гэгэн VIII

Следующими целями барона был Китай, где монархию свергли в 1911 году, и Россия, где власть захватили большевики и объявили республику. Первым делом Унгерн решил пойти в Забайкалье и разгромить армию Дальневосточной республики. "Красных" здесь оказалось гораздо больше, поэтому армия барона потерпела поражение. Но Унгерн не сдавался и строил планы похода в Тибет, чтобы основать буддийскую республику для борьбы с большевиками. Но тут уже нервы не выдержали у офицеров в отрядах чудаковатого барона. Они устали от его постоянных авантюр, от наказаний, от походов и считали его замыслы нереализуемыми. В конце концов они не выдержали, попытались убить Унгерна, но тот бежал в степь к монголам-солдатам своей армии, надеясь получить их поддержку. А те, в свою очередь, тоже воевать не хотели, поэтому связали барона и повезли его к "белым". По пути их перехватили "красные" разведчики и захватили своего давнего врага.

Решение о следствии над Унгерном и его казни было принято лично Лениным в Москве. На допросах он держался спокойно и уверенно. Показательный суд, проходивший в Новониколаевске (нынешнем Новосибирске), обвинил барона в массовых убийствах, терроре и контрреволюции и приговорил к расстрелу. После смерти Унгерна богдо-гэгэн повелел провести в Монголии поминальные службы.

-8
Еще долго потом ходили легенды, что "бог войны" не мог просто так умереть, поэтому ушел либо в Тибет, либо в другой буддийский монастырь. А в историю он вошел как самый необычный противник большевиков, авантюрист, мечтатель и безусловно выдающийся человек своего непростого времени.