Найти в Дзене
Исихазм

Имена Божии

Именами Божиими называется все то, что говорили пророки и апостолы о сверхсущностном Божестве.

Как СНБ пишет в 3-м богословском Слове:

"Все это и прочее, что бы ты ни услышал, от пророков и апостолов о невыразимом и сверхсущностном Божестве, мысли так, что все сущностно есть Единое сверхначальное Начало всего, поклоняемое в единице троического света. Ибо единый Бог — в Отце и Сыне и Святом Духе, свет неприступный и предвечный, который будучи многоименным, называется всеми упомянутыми и многими другими [именами]" (пер. Тимур Щукин).

Если перейти к этому Слову и его внимательно разобрать, какие Имена СНБ в нем перечисляет, так все это Свет и Бог, как СНБ выше утверждает.

Здесь надо обратить внимание на несколько моментов.

1. Не все имена Бог, а только "услышанные от пророков и апостолов". Впрочем, надо полагать, -- и из богодухновенных Писаний святых, так как добавлено "и многими другими [именами]".

2. Не все имена Бог, а только те, которые относятся к сверхсущностному Божеству, к Его божественной Красоте и Славе (не все реалии Небесного Царства являются таковыми, например, ангелы или логосы твари).

3. Все эти Имена, согласно СНБ, есть "Единое сверхначальное Начало всего", то есть Бог.

4. Во всем этом СНБ ссылается на свой опыт и опыт других святых.

Забегая вперед, можно сказать, что в этом Слове перечислены, в качестве Имен Бога, все реалии Небесного Царства, относящиеся к Самому Богу, созерцаемые духовным зрением и упоминаемые (символически, в буквенном виде) в Писаниях. Все это называется Богом

"и не только называется, но и действует, как узнали мы от тех, кто научен самим опытом, кто удостоверился и укрепился созерцанием присущей преблагому Богу красоты".