Стремление назвать ребенка необычным именем существовало всегда.
На днях столичное управление Записей актов гражданского состояния обнародовало список самых необычных имен, которые давали своим новорожденным чадам родители. Теперь, с января нынешнего года, в Москве живет немало Дональдов, Уолтеров, Яго и Томиславов. Отдельной строкой сотрудники ЗАГСа отметили малыша с именем одного из героев Александра Дюма – ребенка назвали Арамисом.
По мнению кандидата филологических наук и лингвиста Алексея Михеева, такая тенденция связана с тем, что родители этих детей стремятся таким образом «продвинуть» их в высший свет.
– В общем-то, эта тенденция появилась не сегодня и не вчера. Стремление назвать ребенка необычным именем существовало всегда. Даже в Советском Союзе были те, кто давал детям имена вроде Альберта или Эдуарда. Оно пришло из стремления приподняться повыше на социальной лестнице. При отсутствии реальной возможности выбиться в «высший» класс, уже для ребенка выбирается некое экзотическое, нетривиальное и красивое имя. По мнению таких родителей, оно должно открыть перед детьми более широкие социальные перспективы, дав преимущество перед обладателями более заурядных имен, – считает Алексей Михеев.
А вот тенденция давать детям древнерусские имена появилась уже к концу существования Советского Союза и в постсоветское время. Это уже стремление не к экзотике или китчу. Скорее наоборот, люди, ранее с презрением и снобизмом относившиеся к простонародным именам, стали после развала СССР искать опору в русской традиционной культуре.
– Я знаю несколько барышень в возрасте около 30 лет, на весьма серьезных должностях в литературном бизнесе. Так вот, одну зовут Василиса, а другую – Марфа, – отметил Алексей Михеев. – Но здесь важно иметь и вкус, так как имя должно сочетаться с фамилией. Допустим, не стоит называть девочку Анжеликой, если имя будет соседствовать с какой-нибудь не самой приятной фамилией. Хотя мы знаем пример Ивана Урганта. Несколько парадоксальное сочетание, но тем не менее, как оказалось, весьма броское и запоминающееся. Другое дело, что, когда его так называли, вряд ли думали, что он будет популярным ведущим. Вот как раз от Урганта логично было бы ждать имени Эдуард или Альберт. Тогда это было еще не очень привычно, а вот сейчас уже стало нормой.