Сегодня мы отравимся не только в небольшое путешествие в прошлое, но и проедемся вокруг Каспийского моря вместе с караваном из 23 трех машин среди которых были ГАЗ А, ГАЗ АА, Газ ААА, АМО-3, Форд Тимкин, НАТИ-ГАЗ и даже восстановленный ВАРЗ грузовичок Форд. Итак представим, что сегодня 6 июля 1933 года и мы в составе 96 человек готовимся к старту пробега Москва-Каракумы-Москва. Стартовать мы будем в столице тогдашней РСФСР Москве и вопреки логике отправимся в Горький(Нижний Новгород) и лишь потом уйдем далее на юг. Механик, заводите мотор. Поехали.
Страна только-только оправилась от гражданской войны, стала возрождаться промышленность, были построены такие гиганты как ГАЗ и АМО, на челябинском тракторном выпустили первый экземпляр, простите за тавтологию, трактора на гусеничном ходу, а в Саратове наладили производство комбайнов. Молодая Советская республика жила и хотела показать всему миру прогресс и то, что только после революции она встала на путь экономического развития. Пробеги вообще тогда были делом обычным и очень популярным. Это потом, большая часть энтузиастов будет осуждена по 58 статье и отправлена а Сибирь или попросту расстреляна. А сегодня 6 июля в торжественной обстановке мы стартуем по маршруту. Каравану предстоит пройти 9400 километров, как по дорогам, так и по пустыне, преодолеть переправу в Баку по Каспийскому морю и вернуться в Москву.
И если некое подобие дорог в центральной части России тогда присутствовало, то в Средней Азии их попросту не было. Каракумы одна из самых страшных пустыней в мире, не зря ее название переводится с тюркского как Черные пески. А стартовав из Москвы колонна направилось в Горький, оттуда в Чебоксары, Казань, Оренбург и Актюбинск вышла на Кзыл-Орду и далее проследовала в Чимкент и остановилась на отдых в Ташкенте. Предстоял самый сложный участок маршрута Чарджоу через пустыню на Красноводск. Говорить о трудностях наверное можно бесконечно. Вы просто сравните любой сегодняшний автомобиль с тогдашней техникой. Напомню в пробеге участвовали грузовики АМО, которые являлись точной копией Фиат 15 разработанного в 1914 году.
Машинки были проблемные, в пути задние колеса со сдвоенной ошиновкой (они не имели зазора и прилегали друг-к-друго слишком плотно) изнашивались. Водители в силу неудобной посадки уставали, в постоянном напряжении находились шея и руки, да и спине было не лучше, проведите несколько часов на бездорожье да еще и в сгорбленном состоянии. В общем прогулку эту увеселительной не назовешь никак. Добавим сюда и нестабильность ситуации в регионе. Басмачи с которыми вела бои Красная Армия просто перегруппировались и могли действовать небольшими отрядами, благо местность многие из них знали как свои пять пальцев. (именно поэтому в состав группы входили сотрудники НКВД). Не знали чего ожидать и от экспериментальных машин и от американского Форд Тимкин.
Тем не менее колонна преодолевая трудности двигалась вперед. От перегрева моторы спасали запасы воды, но где ее найдешь в пустыне? Пришлось везти с собой и тонны топлива, нет заправок в Кара-Кумах и сегодня. Из Красноводска паромом грузовики переправили в Баку, далее они прошли по маршруту Тифлис(Тбилиси) — Армавир-Росто-на-Дону и Харьков(столица Украины тогда находилась именно там, а не в Киеве) далее в Воронеж-Тулу с финишем в Москве. Из 9400 километров на шоссейные дороги пришлось лишь 2270 километров, на профилированные грунтовки 1320, а на проселки и полное бездорожье 5780 километров.
К чести участников пробега нужно заметить, что все 23 машины вернулись в Москву, а 96 человек с которыми мы сейчас прошли этот путь остались целыми и здоровыми. Основная задача - проверить автомобили в жесточайших условиях эксплуатации была выполнена. Автомобили дошли своих ходом. Это было главное! Ну а наработки испытателей позднее были использованы при создании новых машин.