Найти тему
artofwar

Какими бывают воздушные вооруженные силы? Часть 1: фронтовая и ударная авиация

Авиация – самый «модный» тип вооруженных сил. Но их реальную роль в войне постоянно оценивают противоположным образом: от всесокрушающей силы до бесполезной игрушки, которая не может выиграть ни сражение, ни войну. Где же она в реальности?

В этой заметке мы поговори о роли фронтовой и ударной авиации в войне.

Для чего нужна авиация?

Так исторически сложилось, что роль авиации (она же: военно-воздушные силы и, в нашей терминологии, воздушные вооруженные силы) подвергается острым дискуссиям с момента ее появления и по сегодняшний день. К слову, все позиции в ее отношении были заявлены уже после Первой Мировой, и все обсуждение ходит по кругу.

Если кратко суммировать основные концептуальные положения теоретиков авиации, то можно выделить следующие ее типы:

фронтовая авиация;

ударная авиация;

стратегическая авиация;

транспортная авиация;

морская авиация;

авиация противовоздушной обороны.

Эти типы воздушных вооруженных сил отличаются друг от друга тактико-техническими характеристиками используемых самолетов. Однако это отличие – поверхностное, гораздо глубже разница в обучении пилотов и инфраструктуре. Авиация – это не только боевые вылеты, но и аэродромы (с разными покрытиями), радары и командные центры. Эффективная работа любой авиации требует большой подготовки в мирное время – в противном случае страна оказывается ограничена лишь простейшими формами фронтовой авиации.

Фронтовая авиация

Этот тип авиации создается для поддержки действий сухопутных вооруженных сил. В нее входят, во-первых, самолеты поля боя (штурмовики, пикирующие бомбардировщики и т.п.), которые предназначены для уничтожения войск врага точными ударами. И это главная часть фронтовой авиации. В современных условиях к самолетам поля боя добавились также вертолеты поля боя: поскольку вертолет имеет возможность зависнуть над полем боя, то он оказывает еще более точечную поддержку, нежели самолеты поля боя. Во-вторых, фронтовая авиация включает в себя классические истребители, работа которых – защищать свои самолеты поля боя и сбивать чужие. Сегодня фронтовая авиация стремительно обзаводится беспилотниками, но они заслуживают отдельного разговора.

Характерной особенностью фронтовой авиации является ее прямое подчинение командованию наземных вооруженных сил (иногда на уровне армии, а иногда и на уровне полка). Это позволяет своевременно оказывать боевую поддержку, не тратя время на бюрократические согласования.

Фронтовая авиация наиболее важна в крупных войнах: Первой и Второй мировых, Ирано-Иракской и т.п. Сегодня наиболее развитые страны пытаются обходиться без нее, считая, что развертывание крупных наземных армий для них маловероятно (нет такого противника, с которым бы нужно было воевать крупной армией). Но не входящие в международные блоки региональные державы, имеющие серьезные пограничные конфликты с другими такими же державами (типа Индии и Пакистана, Китая, Ирана и т.п.) по-прежнему делают ставку на фронтовую авиацию. Как и Россия.

Чем еще можно проиллюстрировать фронтовую авиацию, как не самолетом с названием ПАК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации")? Сейчас под маркой СУ-57 он готовится к приему на вооружение, проходит боевые испытания в Сирии. (к сожалению, как и все российские самолеты, имеет очень слабую по американским меркам электронику, что для самолета фронтовой авиации очень плохо: ограничивает возможности по быстрому распознаванию и поражению целей) (Source: Wiki)
Чем еще можно проиллюстрировать фронтовую авиацию, как не самолетом с названием ПАК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации")? Сейчас под маркой СУ-57 он готовится к приему на вооружение, проходит боевые испытания в Сирии. (к сожалению, как и все российские самолеты, имеет очень слабую по американским меркам электронику, что для самолета фронтовой авиации очень плохо: ограничивает возможности по быстрому распознаванию и поражению целей) (Source: Wiki)

Ударная авиация

Ударная авиация в каком-то смысле является развитием фронтовой, но идеология ее использования совершенно иная. Самолеты ударной авиации выполняют почти те же функции: уничтожать вражеские войска и защищать собственную авиацию, однако стоят намного дороже, чем самолеты фронтовой авиации. Все дело в том, что они не поддерживают действия наземных войск, а действуют сами. Их обязанность – разгромить наземные вооруженные силы противника так, чтобы собственная армия не встретила никакого сопротивления.

Само появление ударной авиации произошло вследствие радикальной переоценки стоимости человеческой жизни. Для развитых стран (США, Франции, Великобритании и т.п.) каждый погибший солдат обходится очень дорого. Это и выплаты семье, и подготовка нового бойца, и (как впервые стало ясно во Вьетнаме) рост общественного недовольства (последний фактор важнее всего). Поэтому чисто экономически выгоднее строить очень дорогие самолеты, которые забросают позиции противника очень дорогими бомбами и ракетами, чем штурмовать его позиции пехотой.

Таким образом, ударная авиация – это очень дорогие боевые самолеты, задача которых – с наименьшими потерями уничтожить или разгромить все регулярные войска и авиацию противника. После чего можно вводить войска, которые будут заниматься контролем территории и борьбой с нерегулярными вооруженными силами противника.

Наиболее яркой иллюстрацией возможностей ударной авиации является разгром Ирака (имевшего весьма совершенную военную технику российского производства) в 2003г. силами США и их союзников. А последним такого рода примером – Хушамская битва 2018г., когда отлично подготовленные и вооруженные силы Сирийской народной армии и поддерживавших ее ЧВК (силами до бригады, точное число неизвестно) были стерты с лица земли американской авиацией буквально за несколько минут.

Знаменитый Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Ударный истребитель, вступивший в строй еще в 2005г. (на испытаниях был аж с 1990г.) В воздушном бою соответствует возможностям новейшего СУ-57, существенно превосходит его в малозаметности для радаров. Но для поддержки наземных войск не предназначен: несет лишь несколько управляемых бомб для поражение конкретных целей. Стоит дороже и СУ-57 (на 50%), и новейших американских истребителей (раза в 2). Идеальный пример очень сильного, но безумно дорогого самолета. (Source: Wiki)
Знаменитый Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Ударный истребитель, вступивший в строй еще в 2005г. (на испытаниях был аж с 1990г.) В воздушном бою соответствует возможностям новейшего СУ-57, существенно превосходит его в малозаметности для радаров. Но для поддержки наземных войск не предназначен: несет лишь несколько управляемых бомб для поражение конкретных целей. Стоит дороже и СУ-57 (на 50%), и новейших американских истребителей (раза в 2). Идеальный пример очень сильного, но безумно дорогого самолета. (Source: Wiki)

Фронтовая и ударная авиация используются для достижения победы в сухопутной войне. Однако военные задачи гораздо шире, и о решающих их типах авиации речь пойдет во второй части заметки.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory