Обзор фильма "Политех" (Polytechnique, Канада, 2008)
Режиссёр: Дени Вильнёв
Тихий зимний день 6-го декабря 1989 года. Монреаль. Занятия в политехе шли по расписанию. Однако некто уже написал своё предсмертное слово, зарядил винтовку и взял на мушку своих первых жертв...
События декабря 1989-го года - трагедия поколения самого Дени Вильнёва. Бессмысленные в своей жестокости, надуманные при объективном анализе, они стали очередным проявлением неразрешённых проблем, скрытых, не замечаемых. А расплата за подобное всегда велика.
С этого фильма Дени Вильнёв начинает вырабатывать свой особый, "вязкий" стиль. Он отказывается от клипового монтажа и в представленном фильме точно и ровно выстраивает основные события, используя много довольно интересных визуальных приёмов.
Рифмуясь с картиной "Слон" (2003) Гаса Ван Сента, сюжет акцентирует внимание на процессе расстрела и, что важно, на последующих событиях, в которых демонстрируется жизнь после трагедии, действие посттравматического синдрома и попытки его преодоления. В центре - снова позиция жертвы; мотивы убийцы - расплывчаты.
Сама история в фильме является в нескольких сюжетных линиях и отчасти разбавляется ноткой (какое-то инородное слово для этого фильма) мелодраматизма. Однако это совершенно не мешает фильму не только серьёзно рассказывать интересующую его историю, но и представить её намного полнее.
"Политех" - картина, на первый взгляд, хоть и не обязательная, но по своей стилистике, эстетике, по постановке вопросов всё же развивает представленную тему и также даёт зрителю возможность проследить за развитием мастерства постановщика.