Найти тему
ALFA ЖИЗНЬ

Что такое страх и как с ним бороться?

Различного рода страхи есть почти у всех. Исключением можно считать немногочисленную группу людей, которые смогли вырваться из под контроля своего эго и обрести нечто, в разных источниках называемое «душой», «надсистемой», «истинной сущностью» и «просветлением». Хорошая новость: чтобы избавиться от страхов, далеко не обязательно отправляться в Гималаи и медитировать 24 часа в сутки. Нужно просто понять механизм их возникновения и проявления.

Для начала обратимся к трудам известных ученых Павлова, Мечникова и Сеченова. Они установили, что человек в каждый момент времени имеет на входе в свое сознание 2 потока информации. Первый содержит информацию от внутренней среды организма, второй – данные из внешней среды, которые мы получаем посредством органов чувств. Эти 2 потока сливаются в один и поступают на физическом уровне в структуру головного мозга.  Общий поток данных, попадая в наше сознание, постоянно проходит через буфер - память двух видов: генетическую и приобретенную. На основании этого взаимодействия происходит формирование так называемой иерархии целей, в соответствии с которой запускаются системы организма, направленные на удовлетворение потребностей.
Для начала обратимся к трудам известных ученых Павлова, Мечникова и Сеченова. Они установили, что человек в каждый момент времени имеет на входе в свое сознание 2 потока информации. Первый содержит информацию от внутренней среды организма, второй – данные из внешней среды, которые мы получаем посредством органов чувств. Эти 2 потока сливаются в один и поступают на физическом уровне в структуру головного мозга. Общий поток данных, попадая в наше сознание, постоянно проходит через буфер - память двух видов: генетическую и приобретенную. На основании этого взаимодействия происходит формирование так называемой иерархии целей, в соответствии с которой запускаются системы организма, направленные на удовлетворение потребностей.

Очень важный момент, на который нужно обратить внимание – это то, что действия, которые выполняет человек, берутся только из предыдущего опыта. Все ситуации и события, которые с нами случаются, автоматически сравниваются с нашим прожитым опытом. В нем идентифицируются максимально похожие жизненные ситуации и определяются реакции на них. Среди реакций автоматически выбирается и реализуется оптимальная. Вся соль в том, что если в нашем опыте не находится похожая ситуация, то мозг не знает, как реагировать на этот раздражитель. Это вызывает состояние неопределенности, стресса и, в итоге, - страх: новые события признаются потенциально опасными для жизни (все страхи имеют в основе базовый страх – страх смерти).

Данный алгоритм есть результат нескольких миллиардов лет эволюции, и он помог нам с вами выжить как виду. С его помощью наш организм имеет возможность минимизировать затраты внутренних ресурсов на процесс принятия решений, так как многие жизненные ситуации имеют свойство цикличности. Получается, людям свойственно бояться всего нового! Но ведь мы с вами знаем: чтобы добиться выдающихся результатов, нужно начать делать новое и внедрять в свою жизнь новые привычки. Сегодня алгоритм, бывший тысячелетиями на 100% обоснованным, теряет актуальность. Генетически за такой короткий промежуток времени человечество еще не успело в условиях быстрых изменений, в коих мы сейчас живем, атрофировать эту рудиментарную привычку слишком часто бояться. Проблема современных людей в том, что они в большинстве своем еще не осознали всю объективную иллюзорность страхов.

Давайте возьмем второй по силе страх (после страха смерти) – страх публичных выступлений. Он также формировался тысячелетиями и закрепился генетически. Раньше перед большим скоплением людей выступали предводители племени и рекомендовали, например, сменить место стойбища. За неверное решение такого вожака могли либо убить, либо выгнать из социума, что было равносильно смерти. Сейчас, если кто-то публично «облажается», смерть уж ему точно не грозит. Максимум – новый статус неудачника, который, кстати, тоже легко смывается при надлежащем намерении.

Итак, в современном мире большинство страхов надуманы и не имеют под собой реальной основы. Многим людям свойственно моделировать в голове ситуации из будущего, которые потенциально не являются желательными, поэтому вызывают состояние страха, внутреннего эмоционального напряжения. Люди просто не умеют жить в формате «здесь-сейчас». Проживание настоящего момента исключает любой психический дискомфорт, связанный с несуществующими ситуациями. Следовательно, нужно научиться жить настоящим.

ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧУВСТВА СТРАХА

1. Диафрагмальное дыхание. Для этого нужно сконцентрироваться на области диафрагмы и при вдохе живот выпячивать вперед (как будто надувать его), а при выдохе – подтягивать живот к позвоночнику.

2. Дыхание на 4 счета. Сконцентрируйтесь на процессе дыхания и про себя считайте от одного до четырех при каждом из его этапов. То есть на вдохе мысленно считаем “1, 2, 3, 4”., далее задержка - мысленно проговариваем про себя: “1, 2, 3, 4”. Потом выдох - счет до 4-х, и опять задержка со счетом до 4-х.

3. Любое переключение внимания на сторонний объект или процесс. Можно вспомнить моменты, когда вы испытывали положительные эмоции, будь то рождение ребенка или спуск на сноуборде. Можно начать осознанно чувствовать свое тело или отдельные его части, взять телефон и позвонить близкому человеку. Любое действие, которое смещает вектор концентрации с ситуации, вызывающей чувство страха, очень быстро снизит уровень эмоционального напряжения.

4. Простое наблюдение за своим аппаратом мышления. То есть вы, будто посторонний человек, смотрите на себя со стороны, без оценки отслеживаете эмоции, мысли, связанные со страхом или иным психическим дискомфортом. Такое наблюдение не только помогает снизить уровень эмоционального напряжения, но и вынимать из подсознания вирусные убеждения, привычки и стереотипы.

Резюме: страх – это нормальное состояние человека. Нет смысла сопротивляться ему, потому что это только увеличивает степень эмоционального напряжения. Чтобы купировать страх, нужно научиться наблюдать за этой эмоцией без оценок и реактивного поведения, а также использовать техники, приведенные в данном материале.

ЛЕОНИД ГРОШКОВ