Цель любого реального кандидата на публичную должность – чтобы за него проголосовало большинство избирателей. Это невозможно, если фамилия кандидата не будет включена в соответствующий бюллетень. А для этого необходимо, чтобы кандидат был зарегистрирован избирательной комиссией.
Учитывая предельную юридизацию российской избирательной системы, существует огромное число возможных ошибок, совершив одну из которых кандидат может нарваться на отказ в регистрации. На этом, собственно, его избирательная кампания и будет завершена.
Представление о наиболее распространённых оплошностях кандидата позволит их избежать и дойти до ведения содержательной агитационной кампании – т.е. начать собственно борьбу за голоса избирателей.
1. Самая главная ошибка
Первая и самая главная ошибка, которую допускают начинающие кандидаты – это убеждённость в том, что можно провести избирательную кампанию, не привлекая специалиста по избирательному праву. Обычно речь идёт об одном из двух мотивов. Или «я сам умею читать законы», или у меня есть отличный знакомы юрист по жилищным (налоговым, трудовым, коммерческим и т.д.) спорам, он со всем справится.
Подобный подход не учитывает, что избирательное законодательство штука достаточно специфичная, во многом неопределённая, да к тому же буквально сотканная из внутренних противоречий и положений, содержание которых определяется усмотрением правоприменителя (избирательной комиссии или суда), притом в каждом конкретном случае – по-разному. Поэтому крайне распространена ситуация, когда кандидату, который решил привлечь к сопровождению кампании непрофильного юриста, путь даже очень высокой квалификации, отказывают в регистрации и его «снимают» с выборов в судебном порядке.
Впрочем, привлечение к работе штаба специалистов, профессионально занимающиеся правовым сопровождением выборов (электоральных юристов) не всегда адекватное решение, учитывая дороговизну их услуг. На кампаниях небольшого уровня с обхождением юридических «мин» может справиться и опытный политтехнолог, либо же специалист, имеющий опыт работы в партийных структурах.
Совет: независимо от уровня выборов, в любом случае должен быть привлечен человек, имеющий глубокое понимание избирательного процесса и его правовые параметры.
2. Порочные подписи
На фото "конвеерная" проверка подписей, занявшая 7 часов.
Выдвижение кандидата возможно в одном из двух форматов: избирательным объединением (политической партией, её структурным подразделением) или в порядке самовыдвижения. В случае выдвижения в порядке самовыдвижения кандидату для регистрации, помимо прочих документов, необходимо будет представить подписи избирателей, поддержавших его (конкретное число таких подписей устанавливается законом). Вот именно в этом требовании и заключается главный риск кандидата.
Несмотря на всю привлекательность самовыдвижения кандидата (публичная отстранённость от дискредитировавших себя партий, отсутствие необходимости договариваться с партийной бюрократией и т.д.) выдвижение реально независимого кандидата «по подписям» является практически гарантированным электоральным самоубийством.
Как показывает правоприменительная практика последних лет, регистрация кандидата «по подписям» возможна лишь в трёх случаях: когда в таком порядке выдвигается т.н. «административный» кандидат, при выдвижении т.н. «согласованного» кандидата (т.е. кандидата, чьё участие в выборах преследует цель не победу, а либо имитацию конкурентности кампании, либо оттягивание голосов у основного кандидата) и на выборах малого уровня (например, на выборах в небольшое поселение).
Во всех остальных случаях самовыдвижения практически гарантирует досрочное прекращение участия в предвыборной гонке. Достаточно отметить, что избирательное законодательство предусматривает 14 (!) оснований для признания подписей недействительными. И даже если удастся идеально организовать сбор подписей, даже если получится собрать их надлежащее количеств, да ещё с запасом, то нет никакой гарантии, что при их проверки не повторится «казус Марии Гайдар». В 2014 году на выборах в Мосгордуму кандидату было отказано в регистрации, поскольку свыше 20% подписей избирателей были признаны недействительными на основании справки УФМС, в соответствии с которой, сведения об избирателях в подписных листах содержали неточности.
Совет: выдвигаться в порядке самовыдвижения независимому кандидату есть смысл только на выборах небольшого уровня, на выборах более высокого уровня целесообразно выстраивать коалиции с партиями.
3. Нарушение партийных процедур
При выдвижении кандидата от политической партии также имеются свои «узкие места». Здесь допускаются две самые распространённые ошибки, суть которых заключается в нарушении партийных процедур.
Первая – выдвижение кандидата неуполномоченным органом. Законодательство о политических партиях определяет, что по общему правилу решение о выдвижении кандидатов принимается съездом, конференцией или общим собранием. При этом закон предусматривает два исключения.
Во-первых, на повторных и дополнительных выборах такое решение может быть принято также коллегиальным постоянно действующим руководящим органом (Президиум, Центральный Комитет, Генеральный совет партии и Советы, Комитеты, Политические советы региональных и местных отделений).
Во-вторых, в случае отсутствия регионального или местного отделения решение о выдвижении кандидата может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом. Всё. За исключением описанных двух исключений, выдвижение должно производиться съездом, конференцией или общим собранием.
Тем не менее, довольно часто при наличии соответствующего отделения партии на выборах партийные функционеры вместо того, чтобы созывать конференцию (общее собрание), пытаются принять решение о выдвижения кандидата постоянно действующим руководящим органом, что приводит к отказу в регистрации.
Происходит это, как правило по трём причинам. Во-первых, дело в довольно замысловатых формулировках, как закона, так и устава партии, которые не всякий партиец способен правильно прочитать. Во-вторых, организационно, конечно же проще, провести заседание постоянного руководящего органа, чем мучиться с созывом конференции (общего собрания). И, в-третьих, главная причина большинства ошибок в избирательной кампании – «мы всегда так делали».
Сразу стоит оговориться, что подобные ошибки довольно часто допускаются партийными функционерами регионального и особенно муниципального уровня, однако полностью исключены на федеральном, поскольку в центральных руководящих органах партий работают, как правило, высококлассные профессионалы.
Совет: если избирательную кампанию не сопровождает квалифицированный электоральный юрист, то проверить корректность партийной процедуры можно обратившись за консультацией в центральный орган (Центральный исполнительный комитет, Центральный аппарат, Исполком и т.д.) – вопреки устоявшемуся стереотипу, сотрудники этих органов не страдают снобизмом, и без проблем дадут полезный совет (только не стоит злоупотреблять этим).
Вторым по распространённости нарушением партийных процедур является отсутствие необходимого согласования. Дело в том, что уставами большинства политических партий предусмотрена необходимость получения решения вышестоящего органа (а иногда – у двух органов) о согласовании кандидатов. Сделано это в целях сохранения управленческого контроля. Однако довольно часто партийные функционеры пренебрегают получением такого документа (или попросту забывают), что закономерно приводит к отказу в регистрации кандидата.
Совет: необходимо самостоятельно проверять устав партии на предмет наличия такого требования.
4. Неуведомление избиркома в надлежащий срок
Закон о политических партиях устанавливает, что, прежде чем проводить мероприятие по выдвижению кандидата, партия обязана известить об этом соответствующую избирательную комиссию. При этом закон чётко определяет сроки такого извещения: «не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта». Казалось бы, ничего сложного нет, однако несоблюдение именно данного требования довольно часто служит основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку является нарушением порядка выдвижения кандидата.
Обычно происходит это по одной из двух причин: профессиональная некомпетентность или наивность. В первом случае всё обычно сводится к какому-то совершенно экзотическому порядку исчисления срока «не позднее чем за один день». В случае же с наивностью кандидата, как правило, речь идёт об устном извещении избирательной комиссии посредством телефонного звонка либо личного сообщения сотруднику избиркома. Излишне говорить, что любое значимое электоральное действие, если оно документально не подтверждено, попросту можно считать несуществующим (ибо никакой ЦИК России или суд на слово верить не станут).
Впрочем, электоральной практике известны и более замысловатые обстоятельства отказа в регистрации кандидата за неизвещение избиркома в установленный срок. Так, в одном центральном регионе, оппозиционный кандидат, давно противостоящий местной администрации, решил перестраховаться и направил в избирательную комиссию извещение о предстоящей партийной конференции по почте – заказным письмом с уведомлением о вручении. Несмотря на это, кандидату отказали в регистрации. Дело в том, что извещение, направленное из населенного пункта, находящегося в 5 километрах от города, где находится избирательная комиссия, поступило в избирком лишь спустя две недели. Как показали официальные документы почты, произошло это потому, что маршрут корреспонденции лежал через Норильск. Обжалование решения об отказе в регистрации кандидата результатов не принесло, поскольку «комиссия, в нарушение требований закона, не была предварительно уведомлена о партийном мероприятии по выдвижению кандидата, причины несоблюдения указанных требований значения не имеют».
Совет: извещение о предстоящем партийном мероприятии по выдвижению кандидату должно производиться с запасом, ранее, чем «за три дня», к тому же исключительно в письменной форме (в идеале: личное предоставление в избирательную комиссию с проставлением отметки о поступлении на копии такого извещения).
5. Представление не того документа
По действующему избирательному законодательству выдвинутый кандидат должен представить в избирком пакет документов. В их числе заявление о согласии баллотироваться, в котором помимо прочего указываются паспортные данные кандидата, сведения о профессиональном образовании (при наличии), основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанную информацию. Вроде бы ничего сложного, однако довольно часто и тут допускаются ошибки.
Так, довольно часто кандидат прикладывает не тот документ, который необходим, что способно повлечь отказ в регистрации.
В качестве примера можно привести два распространённых случая. Первый связан с предоставлением кандидатом, обладающим статусом адвоката, для подтверждения своего рода занятий (адвокатская деятельность не является основным местом работы по смыслу трудового законодательства) справки, заверенной соответствующим адвокатским образованием, в то время, как законом об адвокатской деятельности строго определено, что единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является его удостоверение.
Второй распространённый случай связан с желанием кандидата поразить публику своей образованностью. Указав в заявлении о согласии баллотироваться и своё высшее образование, и учёную степень кандидата наук, кандидат вместе с ним сдаёт диплом кандидата наук. Однако указанный диплом не является документом, подтверждающим сведения о профессиональном образовании, как того требует закон. Как следствие – отказ в регистрации.
Совет: избежание ошибок в подготовке документов кандидата может обеспечить лишь специалист с опытом участия в избирательных кампаниях, поэтому постарайтесь включить такого в избирательный штаб.
6. «Президентские справки»
На федеральных, региональных и крупных муниципальных (главы городского округа или муниципального района) кандидат вместе с остальными документами также должен подать в избирком справки по форме, утверждённой указом Президента РФ (т.н. «президентские справки»). Речь идёт о двух документах: справке о крупных сделках, совершённых за 3 года до выдвижения кандидата, и справке о зарубежных активах. Причём данные документы должны быть заполнены не только на кандидата, но на его супругу и каждого из несовершеннолетних детей.
С данными документами связаны две ошибки, влекущие отказ в регистрации.
Во-первых, довольно часто кандидаты представляют в избирком такие справки только на себя, руководствуются они при этом нелинейной логикой, мол, ни у жены, ни у тем более детей нет ни активов, ни крупных сделок, так зачес на них что-то заполнять. Однако закон прямо предусматривает предоставление этих справок на каждого члена семьи, невыполнение указанного требования – основание для отказа в регистрации.
Во-вторых, довольно часто кандидаты, заполняя «президентские справки» сталкиваются с такой ситуацией. Заполняя документ, они ориентируются на указанные в подстрочнике рекомендации. В справке о зарубежных активов в одном разделе в сноске с рекомендациями указано: «Если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в данной графе проставляется слово «отсутствует». А в следующем разделе справки, посвященном имуществу, подобная поясняющая сноска отсутствует, в связи с чем кандидаты часто в нём не проставляют слово «отсутствует». Что может послужить основанием для отказа в регистрации, и однозначно послужит основанием для «снятия» кандидата, если в друг комиссия его зарегистрирует, но в суд обратятся оппоненты. При всей кажущейся абсурдности такого положения вещей, игнорировать его нельзя, однозначно необходимо проставлять слово «отсутствует». Чтобы проиллюстрировать важность этой, казалось бы, мелочи, достаточно вспомнить, в практике есть случай, когда с выборов был «снят» целый список кандидатов даже в том случае, когда хоть слово «отсутствует» не было указано, вместо него в соответствующих разделах были поставлены прочерки. Даже участие одного из лучших электоральных юристов страны не смогло спастти кандидатов, поскольку Верховный суд РФ посчитал, что прочерк не может однозначно со всей очевидностью свидетельствовать о сообщении, что зарубежные активы у кандидата (членов его семьи) отсутствуют.
Совет: при оформлении «президентских» справок, необходимо заполнять все разделы, при этом справки необходимо заполнять на кандидата, его супругу несовершеннолетних детей, независимо от наличия или отсутствия имущества (сделок), указанных в справках.
7. Первый финансовый отчёт
Финансовый отчёт с кампании Дмитрия Гудкова в ГД, 2016 год
По закону, в числе прочих документов на регистрацию кандидат должен представить первый финансовый отчёт. Форма отчёта утверждается избирательной комиссией и, как правило, представляет из себя табличку объёмом в две страницы. Поскольку обычно к этому моменту у кандидата нет каких-либо расходов (исключение – если кандидат проводил сбор подписей), поэтому к заполнению первого финансового отчёта относятся довольно легкомысленно, проставив в соответствующих графах нули, кандидат сдает эти две страницы в числе других документов. И получает отказ в регистрации. Причин тут обычно две.
Во-первых, к первому финансовому отчёту есть приложения, которые (что обычно указано мелким шрифтом) являются неотъемлемой частью финансового отчёта. Представив две страницы без приложений, кандидат не представил документ в полном объёме, тут главное «не представил», такая казуистика.
Во-вторых, к первому финансовому отчёту должна прилагаться справка-выписка из банка (это обычно указывается в соответствующем порядке, утверждаемым избиркомом, либо так же малым шрифтом в форме финансового отчёта). Непредставление такой справки…ну, вы поняли.
Совет: первый финансовый отчёт необходимо сдавать в полном объёме (с приложениями), при этом к нему необходимо прикладывать справку-выписку из банка, выданную не позднее даты, определенной соответствующей инструкцией избирательной комиссии.
***
Выше приведены лишь самые распространённые юридические «мины», на которых может «подорваться» кандидат. Но даже этот краткий список ярко демонстрирует, что если уж на остальных этапах кампании терпеть раздутое эго и скверный характер электорального юриста удел самых терпеливых, щедрых и предусмотрительных, то на стадии подготовки документов кандидата для регистрации привлекать специалистов по избирательному праву стоит каждому штабу.
Автор - наш читатель, решивший остаться анонимным. Спасибо вам за потрясающий текст.
Материал подготовили - Campaign Insider
Связаться с нами - electionsquad@gmail.com