Найти тему

Как хорошо уметь читать...

Большинство родителей будущих первоклассников готовность или неготовность к школе определяют уровнем развития навыка чтения. Даже от родителей более младших детей можно услышать, что если ребенок умеет читать (даже если ему 5,5 лет) то он готов к школе. Мол, раз читать умеет - пусть идет учится.

Однако, умение читать - это не показатель готовности к школе. Об этом написано много статей, но для многих родителей именно чтение остается наиболее "зримым", наиболее явным свидетельством готовности к школе.

Хочется более подробно остановится на том, а что же такое навык чтения?

-2

Наиболее очевидным показателем для родителей является техника чтения. Если ребенок достаточно быстро прочитывает текст вслух, создается иллюзия, что ребенок научился читать.

Проблема в том, что в последнее время (и это отмечают многие педагоги и психологи) появился такой феномен - ребенок достаточно технично прочитывает текст, но не понимает смысла прочитанного. Иногда просто потому, что не знает значения прочитанных слов. Как следствие - не может рассказать, о чем он только что прочитал.

Впервые я с таким явлением столкнулась лет 16 назад, когда проводила исследование в одной из пензенских школ. И, общаясь со школьным психологом и по совместительству классным руководителем коррекционного 5 (!) класса, как-то поинтересовалась, чем она занимается с этими детьми на продленке.
-Вот вчера, - сказала она, - Переводили с русского на русский.
- Это как? - удивилась я.
- Да очень просто. Задали им параграф по истории. Несколько раз прочитали - пересказать не могут. И стали по словам разбирать - что каждое слово означает. Например, фраза "враги были повержены, потому, что были разобщенные и неорганизованные". И вот каждое слово - что значит "повержены"? Значит побеждены, их победили. Что значит "разобщены"?Значит не дружные, ссорились, не вместе действовали. И так весь параграф.
-И что в итоге? - заинтересовалась я.
-Как только разобрали каждое слово - пересказали за 5 минут. - ответила психолог.

Тогда это был коррекционный класс (туда отправляли детей и с легкой степенью умственной отсталости, и педагогически запущенных, которыми никто никогда не занимался). Сегодня это явление приобретает массовый характер, причем даже среди тех детей, которых усиленно развивают.

Почему? Потому что зачастую родители торопятся получить читающего ребенка. Как модный аксессуар, которым можно хвастаться перед окружающими. Однажды в моей практике была молодая мамочка, которая сокрушалась, что ее ребенок в ДВА ГОДА НЕ ХОЧЕТ УЧИТСЯ ЧИТАТЬ!

Когда я изумленно поинтересовалась, а зачем ей, собственно говоря, читающий двухлетка, она ответила - ну, вот все же читают! У какой-то подруги ребенок читает, а у нее - нет.

Кто эти все и что они там читают - пояснить не смогла. На мой вопрос - а вы ожидаете, что в 2 года ребенок будет читать себе книги? - недоуменно фыркнула. Читающий двух, трехлетка - это круто! (тогда не было термина яжемать, но это была именно она).

Освоить технику чтения не так сложно, но что дальше? Зачем ребенку этот навык? Что с его помощью он будет делать - поражать окружающих или познавать мир?

Для того, чтобы вызвать изумление, умиление, зависть окружающих - достаточно техники чтения.

Для познания мира, получения новой информации, успешной учебы - важна смысловая сторона навыка.

Поэтому я на своих занятиях по подготовке к школе я ставлю своей задачей комплексное освоение навыка. И тут важно не увлекаться технической стороной, а постепенно, без спешки, сформировать у каждого не только способность складывать из букв слова, но и интерес к слову. Это в процессе обучения позволяет привить любовь к чтению, научить пониманию текста, заложит основы для дальнейшего формирования навыков работы с текстом (это школьные изложения, сочинения, эссе и т.п.).

Хочу еще обратить внимание и на то, что освоение навыка чтения идет у всех по-разному, с различной скоростью.

Моя мечта - чтобы родители перестали сравнивать своих детей с Васей/Олей/Ваней. Мол, они - уже, а мы никак. Поверьте, все будет так. Так как надо.

Не стоит спешить. Ведь если вы хотите вырастить цветок - вы же не будете постоянно дергать за верхушку, чтобы он скорее вырос. Вы будете его поливать, удобрять, следит за освещением - и ждать. А ребенка дергать можно?! Но постоянно дергая - быстрее не получится. Только навредите. По аналогии с цветком - выдернете совсем или сломаете. Зачем?

Лучше подумать, обратиться к специалисту - педагогу, психологу - чтобы понять, чем можно "подкормить" для лучшего развития. Или определить, где границы возможностей вашего ребенка и не требовать невозможного.

Развитый навык чтения - базовый кирпичик фундамента успешного обучения. Развивайте его правильно - и у ваших детей будет меньше проблем с учебой.