Найти тему
ВЫХОД

Школьные годы чудесные: почему взрослые так любят подростковое кино?

Оглавление

Киноиндустрия ежегодно предлагает зрителям разножанровое кино о подростках. Но так было не всегда. Николас Рэй, сняв в 1955 году «Бунтаря без причины», не только сделал Джеймса Дина и Натали Вуд иконами поколения, но и впервые поставил в центр внимания персонажей, до этого находившихся на периферии. С тех пор человечество носит футболки не как нижнее бельё и боготворит Джеймса Дина, а кинематографисты обнажают новые причины бунтов молодых людей.

Жанровое разнообразие фильмов о молодом поколении варьируется от классических лент о старшей школе с футбольными командами, стервозными старшеклассницами и дискотеками в спортивных залах до young adult кассовых франшиз в стиле «Голодных игр». Спектр проблем подростка, впрочем, и в тех и в других идентичен: проблемы отцов и детей, первая любовь и поиск себя.

Кино о подростках не для подростков

Так почему же взрослые в восторге от подростковых драм, несмотря на то, что этот период давно пройден? Что влечёт нас пересматривать комедии Джона Хьюза и наблюдать за взрослением персонажей в кадре? Упиваемся ли мы инфантилизмом или романтизируем прошлое?

Психологи отмечают, что взрослые увлекаются тинейдж-драмами из проявлений эскапизма. Пока смотришь, как прыщ и отсутствие пары на выпускной становятся проблемами вселенского масштаба, забываешь на пару часов о будничной рутине и стрессах.

Подростковая пора — время принятия больших решений. В это время радости и неудачи воспринимаются острее. Этот спектр чувств, противостояние всему миру, и всё — в первый раз используется кинематографом как средство выразительности. Нам свойственно романтизировать прошлое, особенно то, которого не было, поэтому смотреть на чужие шкафчики американских школ и клетчатую стильную форму ностальгически приятно.

-2

Однако, подростки зачастую не разделяют всеобщих восторгов о молодёжных фильмах. Молодые критики отмечают нереалистичные диалоги, неправдивые хэппи-энды и клишированных картонных персонажей подростковых комедий. В ответ на вопрос: «Как взрослые могут этого не замечать?» у подрастающего поколения готовый ответ: «Как только вы перестали быть подростками, вы забыли, что это такое».

Но мы не забыли. То, что тинейджерам кажется плохим, очаровывает взрослых. Есть что-то трогательное и цепляющее в иллюзорности молодёжной драмы. Как бы мы не обожали «Клуб Завтрак» отрицать его нереалистичность невозможно. Поместите пятерых трудных подростков на день в закрытое пространство и они выйдут оттуда друзьями? Сами герои фильма бунтуют против рамок, поставленных окружающими. Отрицая делиться на «умника», «чудака», «атлета», «принцессу» и «преступника» они тем самым противостоят и границам сценария, опережая время на 30 лет.

Какой бы прекрасной и многообещающей не казалась нам судьба школьников «Синг Стрит», покидающих безработную Ирландию середины 80-х, мы знаем, что это сказка. Но хочется верить вместе с героями в перспективы в пространстве фильма, в котором чувствуешь себя проигравшим братом, старше главного героя на несколько лет, но уже упустившим шансы на лучшую жизнь.

Вылететь из гнезда: «Леди Бёрд» о мамах и дочерях

-3

Режиссёрский дебют сценариста и актрисы Греты Гервиг “Лэди Бёрд” вступил в наградный сезон, побив рекорд рейтингов на Rotten Tomatoes, завоевал положительные отзывы критиков и зрителей, обзавёлся в начале года двумя Золотыми глобусами и вышел на финишную прямую с пятью номинациями на Оскар. Гервиг удалось честно рассказать о взрослении и этим она объединила всех. Во многом автобиографичная история о мальчиках, отношениях с мамой и дружбе, рассказанная искренне, с юмором и без надрыва, отрицает сложившиеся у жанра клише. Через ссоры, недопонимания и диалоги фильм раскрывает сущность взаимоотношений персонажа с матерью и отказывается вставать на чью-либо сторону. Здесь не родители «не понимают», а через сложности и социальные проблемы персонажи пытаются найти общий язык.

Помещая персонажей в 2002 год, Грета Гервиг не просто наполняет пространство картины знаковыми вещами эпохи, а заставляет прожить и вспомнить всё. Здесь и детские фотографии, и тусовки с Cry me а river молодого Тимберлейка, и костюмы. Знакомым становится и место действия — Сакраменто, где выросла режиссёр. Уютные домики, солнечные хайвеи и вечеринки у бассейна — каждый кадр фильма отдаёт дань уважения родному городу. Как бы отчаянно Лэди Бёрд не мечтала переехать в Нью-Йорк из провинциального города, видно, как она его любит.

Картина ставит под сомнение то, что кажется важным и превозносит жизнь в её мелочах. Жизнь кардинально не меняется после первого секса, после Беркли можно работать кассиром, а идеально — не всегда то, чего ты хотел. Правда сильнее красивой обложки.

Пусть персонажи сами выберут свою дорогу, не идеальную, но стоящую того, чтобы быть пройденной, назовут себя чьим угодно именем и найдут нужное количество причин идти дальше. Сочувствующая и бессердечная, любящая и ненавидящая, неуверенная и полная решимости, Лэди Бёрд не торопится ответить на вопросы самоидентификации. Но мы знаем, что вне зависимости от ответа, всё будет хорошо. Мы уже видели продолжение в «Милой Френсис» и «Мисс Америка», сценарии которых Гервиг написала несколькими годами ранее.