Апрельский ростер - это просто праздник какой-то! Когда крайний раз у меня было такое, что я посреди недели летал целых три дня подряд? МинВоды, Тиват, Питер! С ума сойти! Как в лучшие годы! Летный директор - мой непосредственный начальник - даже намекать стал, мол, Денис Сергеевич, не выйдешь ли ты за саннорму (вырезано цензурой)? Завидует, не иначе! А я что? А я ничего! Я рад! Летать - это ведь не брюки просиживать в прохладном кабинете.
Это гор-р-раздо интереснее!
Да и для здоровья полезнее - я давно уже понял, что работа внутри бюрократической машины для нервов вреднее даже чем ночные полеты в грозы. В самолете ты борешься только со Стихией, и отвечаешь лишь за свои действия (ну ладно, за действия экипажа тоже). В офисных буднях - если ты не просто брюки просиживаешь, а находишься на острие событий - ты встречаешь гораздо большее число нервирующих факторов, и, пропуская все через сердце, наносишь ему большой вред.
Я так думаю.
Примечание: в рассказе апрель 2016 года.
Этот Тиват выпал случайно. По четвергам я обычно невылетной, так как в авиакомпании этот день недели является "Днем больших совещаний", на которых мое присутствие обязательно. Однако, еще более обязательным является выполнение производственного плана, в котором существует множество задач обучения и контроля, выполнение которых возлагается на инструкторов и экзаменаторов. Я, хоть и "офисный пилот" вот уже два года, но эти обязанности с меня, слава Богу, никто не снимает. Летаю я не очень часто, поэтому с радостью готов выручить авиакомпанию, если вдруг что.
В связи с недавним пополнением парка (шесть новых самолетов!) и связанным с этим дополнительным набором персонала, нагрузка на инструкторов и экзаменаторов существенно возросла. С одной стороны это радует (развитие - это всегда позитив), с другой - весь офис вот уже месяца четыре, как в мыле.
Каждый день как на передовой! То одно, то другое, то третье. Меня это касается напрямую, так как одной из областей моей ответственности является контроль за планированием пилотов. Ну а планирование подготовки пилотов - это то, в организации чего я принимал самое непосредственное участие.
Я не знаю, как происходит переход специалистов из одной компании в другую в иных сферах, скажем, учитель истории перешел из школы №1 в школу №2. Требуется ли ему дополнительная подготовка, сдача зачетов, экзаменов, для того, чтобы подготовить его к работе историком в новой школе? А в нашей работе это очень даже требуется.
Пилота ждет долгий путь от статуса соискателя до первого самостоятельного полета в новой авиакомпании. Сначала надо пройти через сито отбора, затем закончить наземную и тренажерную подготовки, после них - летные тренировки и проверку, получить все необходимые допуски, и только после всего этого пилот приступает к самостоятельной работе. Вот так! Даже если этот пилот - вчерашний пилот-инструктор, он тоже проходит все эти этапы.
Более подробно об этом процессе можно почитать в этой записи.
Этот путь имеет за собой много невидимой работы по его обеспечению - необходимо спланировать обучение, заказать слоты для тренажеров, назначить инструкторов на все учебные и проверочные события. Да, если речь идет об одном, двух, пусть даже пяти "новобранцах "- это не проблема. Но в нашем случае это десятки пилотов, имеющих допуск к полетам на Боинге 737 и еще почти два десятка "курсантов", которые на этот самолет переучиваются нашими же силами.
До прихода шести новых самолетов в "Глобусе" было тринадцать самолетов Боинг 737-800. То есть, за короткий срок авиакомпания выросла в полтора раза - масштабность событий впечатляет! Вот поэтому нагрузка на инструкторский и экзаменаторский состав значительно выросла, в ростере каждого появилось множество тренажерных и наземных событий.
И летных тоже. Таких, как мой Тиват.
В общем, я уже второй четверг подряд не попадаю на совещания. "План горит, война и немцы, летать больше некому".
Знаете, а ведь это очень интересно - работать с большим количеством пилотов, имеющих опыт работы на этом же самолете, но в других авиакомпаниях. Значительную часть "новобранцев" составляют экс-трансаэровские пилоты, вторыми идут экс-оренэйровские. Работая с теми и другими, ты расширяешь свой кругозор, инструкторский опыт, понимание проблем обучения и способов их решения. Признаюсь честно, вот такая работа мне по душе.
* * *
Этот полет в Тиват был любопытен тем, что в правом кресле сидел тренируемый второй пилот, представитель Трансаэро, а в дополнительном кресле - экс-оренбуржец, тоже второй пилот. Почему так много вторых пилотов в одном рейсе, спросите вы? У нас существует правило - если пилот еще не имеет допуска к самостоятельной работе, в экипаж назначается пилот, такой допуск имеющий. Он не занимает рабочее место пилота, хотя в некоторых ситуациях может и занять.
Пилот из Оренэйра, Евгений, уже получил допуск летать самостоятельно. В штурманской комнате при подготовке к полету у нас состоялся такой диалог:
- Женя, как давно ты у нас самостоятельно летаешь?
- Да уже неделю... даже больше - десять дней!
- О, так ты уже опытный пилот!
А парню из Трансаэро, Саше, еще только предстоит получить допуск. Именно от меня зависит его судьба, так как наш полет сегодняшний полет финализирует программу подготовки Александра.
Есть еще один интересный момент - и Саша и Женя начинали свою летную карьеру в доблестной Красной Армии. То есть, они из военных летчиков, перешедших в гражданскую авиацию по окончанию контракта. До "гражданки" они летали летали не на транспортниках, а на истребителе МиГ-29.
Перед полетом я всегда предлагаю проверяемому пилоту определиться в какую сторону он полетит в роли пилотирующего пилота. Соответственно, в другую сторону он будет выполнять обязанности пилота контролирующего.
Интересная деталь - я уже третий полет в Тиват выполняю с экс-Трансаэровцами, имея задачу оценить возможность их допуска к самостоятельной работе. Слетал два полета в Верону и один в Ларнаку. Из них двое были капитанами, с ними я летал в Верону, остальные - вторые пилоты. Все они предпочли лететь пилотирующим из Москвы. И сегодня Саша изъявил желание лететь в Тиват - мол, я в Тиват сам еще не летел, интересно попробовать.
Небесная история
Полет в Верону. Не так скучно как обычно.
Для меня такое желание как бальзам на душу! Тиват считается непростым аэропортом, поэтому обычно туда предпочитают летать командиры, не спрашивая о желании вторых пилотов. Признаюсь честно, в обычных полетах (не проверочных) я тоже люблю воспользоваться правом сильного и выбрать полет в сторону Тивата, но не потому, что он сложный и его нельзя доверить второму пилоту. А потому, что это великолепный шанс полетать, поддержать свои навыки, о важности чего я талдычу в своих рассказах постоянно. Как "офисный пилот" я летаю не так часто, поэтому стараюсь использовать выпадающие возможности.
А началось это брюзжание еще до того, как в мире стали громко обсуждать проблему перекоса в сторону автоматизации. Те, кто читает меня с первых лет существования моего блога в ЖЖ, наверное, устали от моих стенаний по этому поводу.
Чаще всего погода в Тивате великолепная - как на фотографиях в этом рассказе. Та самая погода, в которой Политикой автоматизации авиакомпании поощряется отключить автопилот, автомат тяги, директоры и выполнить заход и посадку вручную - визуально, с контролем по приборам.
Но сегодня день Саши. Он пилотирует, более того, это его проверочный полет, поэтому я не настаиваю, когда он говорит, что отключит автопилот лишь в точке начала финального снижения (на приводной радиостанцией TAZ) и дальше продолжит заход, выдерживая директорные стрелочки, которые правда, все равно придется в один прекрасный момент отключить.
- Точно не хочешь полетать сегодня?
- Ну, у меня перерыв большой, думаю, не стоит.
Подобные ответы меня, признаться, огорчают. Если у тебя был перерыв, то когда ж еще восстанавливать навыки, кроме как в полете с инструктором? А Саша продолжает, шутит - мол, есть картинка, с изображением взмыленного пилота и подписью: "Сегодня я отключусь пораньше". Мол, зачем это "геройство", если можно "спокойно зайти на автопилоте, без мыла"?
Что ж, это твой выбор. Хотя, если бы это был обычный полет или, тем более, тренировочный, то в такую погоду вряд ли бы Александру удалось увильнуть.
* * *
Пока летели, обсудили возможность выполнения захода на полосу 14, который выполняется визуальным маневром. В компьютере этого визуального маневра нет, предполагается, что пилот будет выполнять его "по старинке", визуально. Я не знаю, есть ли еще в компании в одно место раненые пилоты, которые и на самом деле выполняю этот заход "по старинке", с контролем по радиомаякам, дальномеру и далее визуально - когда погода "млн х млн" все характерные ориентиры (а они очень характерные, поверьте!) видны как на ладони, и пилотирование превращается в удовольствие!
Небесная история
О том, как второй пилот Серега летал в Тиват на ВПП 14
Нет же, надо даже в такую погоду хитрым образом строить в компьютере маршрут, чтобы самолет в автомате вышел в створ полосы. Высший класс игры на пианино, кстати - тупо в лоб построить этот заход в компьютере невозможно, приходится импровизировать.
А вот ненастную погоду умение построить такой заход сильно помогает. Не всегда в Тивате солнечно, иногда он бывает хмурым, а иногда даже жутковатым.
Небесная история
"Полет в нахмурившийся Тиват"
Так вот, пока летели, обсуждали процедуру этого захода.
- Саша, как будем заходить, если вдруг придется выполнять заход на четырнадцатую полосу?
- Нам надо будет точки построить...
- Зачем?
Вопросительный взгляд на меня...
- Как зачем? Чтобы заход выполнить!
- ...чтобы стрелочки были, понимаю. А без директоров? Ты когда летал на истребителе, у тебя всегда были директорные стрелки перед глазами?
- Нет...
- А что изменилось?
Сегодня в Тивате ну просто изумительная погода! Передавали, правда, ветер, который для полосы 32 был чуточку попутным, поэтому мы и предполагали возможность захода на полосу 14, но к моменту выхода на связь с Тиватом ветер совсем стих.
Погода атас, а мы тренируем автопилот!
В любом случае польза от этого тоже есть. Было бы неплохо выполнить несколько полетов в Тиват, попробовать различные варианты. Сегодняшний пилот заходы по неточной системе выполняет нечасто, а в Тивате это единственная возможность зайти по приборам. ИЛС на аэродроме отсутствует.
Летать по ИЛС - это рутина, это то, что пилот делает из полета в полет, из года в год. Заход по неточной системе выпадает редко, а в Тивате, для полосы 32, он основной - к полосе подходишь под углом, контролируя положение самолета относительно луча курсового маяка и дальности от места его установки, затем на высоте около 150 метров доворачиваешь влево на полосу и садишься.
Иногда в Тивате, окруженном горами, ветер так завихряется, что приходится навыки не тренировать, а демонстрировать.
Забавные факты - если пилот все свою карьеру только и делал, что летал визуально и "на руках", то он имеет проблемы с управлением автоматикой и полетами по приборам. Поэтому вероятнее всего в хорошую погоду пилот предпочтет выполнить заход в ручном режиме визуально - ему так проще. И наоборот - если всю свою летную жизнь пилот пропялился в приборы и постоянно полагался на автопилот, то... в такую погоду он предпочтет выполнить заход на автопилоте. Так ему проще.
Я считаю, что профессиональному пилоту в хорошую погоду должно быть одинаково просто выполнить заход по любой методике. А вот если погода будет прижимать - тогда не должно быть никаких проблем и неуверенностей в выполнении захода с использованием автоматики. А если использование автоматики по какой-то причине невозможно - значит, его навыков должно быть достаточно для обеспечения безопасной посадки в ручном режиме. Политика автоматизации, в общем-то, так и описывают профессионализм пилота.
Мне проще, чем Александру - в Тиват я как только не летал с 2006-го года - и раком, и боком, и в солнечную погоду и в шторм. Мои читатели, наверное, в ужасе закрывают браузер, когда в ленте видят очередной мой рассказ о полете в Тиват!
А у него это всего лишь второй рейс в это чудное местечко, правда, второй подряд. Но в первом рейсе он был контролирующим пилотом, а сегодня у него проверка, так что, я много не требую. Пусть лишь покажет, что он в принципе способен выполнить заход в Тивате, а если нам доведется лететь вместе в будущем, мы обязательно полетаем "с удовольствием"!
Если погода позволит.
* * *
Долетели до Тивата. Саша несколько "погулял" вокруг курса после отключения автопилот и директоров, но на мои доклады об отклонениях реагировал правильно, и в итоге самолет оказался на полосе, а не где-то сбоку или за ней в море.
Заруливаем на стоянку, выключаемся. Благодарю пассажиров за полет, затем выхожу их провожать - это мой личный "бзик", подсмотренный у пилотов зарубежных авиакомпаний. Мне нравится видеть довольные лица своих пассажиров, и, как и любому нормальному человеку, мне нравится получать благодарности - это поднимает настроение и здорово мотивирует работать!
Я так делаю, наверное, уже года два. Поначалу несколько непривычно было, потом освоился. Пассажирам тоже бывает непривычно видеть капитана вместо запертой двери в пилотскую кабину. Идут, улыбаются, благодарят, жмут руки. Иногда просят селфи совместное сделать, в чем я никогда не отказываю.
* * *
Пассажиры вышли, надеваю желтую жилетку и иду гулять. Для меня это ценный ритуал - погулять вокруг самолета после посадки, особенно в Тивате. Да, я должен произвести осмотр самолета на предмет "а вдруг чего?", я это делаю, и заодно говорю самолету "спасибо!" и просто разминаюсь - сидеть несколько часов это не очень полезно для здоровья. А в Тивате я еще наслаждаюсь красотами и воздухом!
Так забавно смотрится - подогнать танкер ради заправки в несколько десятков литров! :)
Аэропорт меня удивил тем, что они начали реконструкцию. Вышка диспетчера вся в строительных лесах. Мальчик, лет десяти, проходил мимо меня, когда я провожал пассажиров, и серьезно, глядя прямо в глаза, спросил:
- А как вы общались с диспетчером, если там никто не сидит?
Я растерялся и не нашел ничего ответить, кроме как:
- Не переживай, он сидит где-то в другом месте.
Не иначе, как прокурором будет. Серьезный мальчик!
Об обратном полете и вспомнить нечего. Красивый взлет в шикарную погоду в чудесном месте... банальщина! Шучу, конечно же - полеты в таких условиях никогда не будут банальными, они радуют глаз, душу, сердце. Сколько я выполнил таких вот взлетов?... Тысячи, а все равно восхищаюсь как будто впервые!
Вечер настиг нас в полете, подарив красивые виды:
Вернули самолет в Москву. После теплого Тивата выходишь из лайнера с сожалением.
Спасибо тебе, Ромео Папа! До новых встреч! И вам спасибо за терпение!
Удачи и отличного настроения!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории