В 2001 году новозеландский режиссер Питер Джексон совершил, казалось бы, невозможное: он снял и выпустил на экраны первую часть экранизации романа-эпопеи «Властелин колец». Вскоре за «Братством кольца» последовали «Две башни» и «Возвращение короля». Начало 2000-х киноманы и любители творчества Джона Р.Р. Толкиена с огромным удовольствием провели в Средиземье вместе с хоббитами, которые, преодолевая все возможные трудности, тащили Кольцо Всевластья к Роковой горе. Мало кто всерьез высказывал претензии к фильмам Джексона – у него вышла практически эталонная экранизация. Режиссеру оставалось лишь уворачиваться от 11 Оскаров, которыми его забрасывала Американская киноакадемия, чествуя «Возвращение короля» на церемонии в 2004 году.
Однако на фоне всеобщего ликования публика и даже верные фанаты Толкиена как-то позабыли, что однажды, в 1978 году, уже была снята экранизация творчества «профессора». Грандиозный анимационный фильм, сделанный в технике ротоскопии, назывался просто – «Властелин колец».
Амбициозный художник
Мысли о киноверсии главного фэнтези-романа современности витали по американской фабрике грёз с момента публикации и последующего оглушительного успеха книг Толкиена в середине 1950-х годов. Но писателю не нравились предлагаемые варианты. Свою версию хотел снять и Ральф Бакши, в то время трудившийся на студии Terrytoons. Молодой художник создавал там мультфильмы для ТВ. Но дальше красивой идеи дело так и не пошло.
В 1969 году права на всю книжную трилогию получила студия United Artists. Работа закипела. Одно время к проекту экранизации пытались подступиться участники группы Beatles. Участники знаменитой четверки хотели исполнить главные роли, а режиссером они видели самого Стэнли Кубрика. В начале 1970-х за проект взялся Джон Бурмен, будущий режиссер «Экскалибура» (1981). По его плану все три романа нужно было загнать в один полнометражный фильм. Бурмен подготовил 700-страничный сценарий, в котором довольно смело обошелся с сюжетом: куча персонажей была выброшена «за ненадобностью», при этом появились некоторые новые. Но фильм Бурмена так и не увидел свет, в первую очередь вмешались прагматические соображения – даже в рамках одного фильма бюджет «Властелина колец» был неподъемным для студии.
Годы шли, а хоббиты по-прежнему путешествовали лишь на страницах книг. В середине 1970-х на сцене вновь появился Бакши. Теперь это был не новичок, а признанный профессионал, снискавший кассовый успех благодаря своему «взрослому» мультфильму «Приключения кота Фрица» (1972). Бакши предложил студии MGM снять три полноценных анимационных фильма – по ленте на каждую книгу Толкиена. Для этого MGM выкупила сценарий Бурмена у United Artists за $3 миллиона. Бакши, будучи почитателем таланта Толкиена, с пренебрежением смотрел на этот текст, поэтому в дело версия Бурмена так и не пошла.
Главной целью нового режиссера было снять фильмы, максимально верные букве и духу первоисточника. Бакши даже встретился с дочерью писателя Присциллой, чтобы заверить ее в своей верности оригиналу. Заодно Ральф воочию увидел кабинет, в котором работал автор «Властелина колец».
Фильм, нарисованный «по-живому»
Несмотря на первоначальные планы, студия решила сократить количество фильмов до двух, вместив в них всю книжную трилогию. Но Бакши по-прежнему намеревался передать события книг так точно, как только возможно.
В ходе подготовок к съемкам сценарий много раз переписывался, от некоторых книжных персонажей пришлось отказаться. «Под нож» пошел и Том Бомбадил. В книге «Братство кольца» этот герой дает приют хоббитам в своем доме в Старом лесу. Как объяснял Бакши, Бомбадил не двигает сюжет вперед, а это вредит динамике ленты. Интересно, что двадцать с лишним лет спустя Питер Джексон, снимая свою кинотрилогию, также решил обойтись без Тома Бомбадила. Объяснение всё тоже: он мало, что дает сюжету и только удлиняет хронометраж.
С самого начала главной «фишкой» фильмов Бакши должно было стать применение ротоскопирования – мультипликационной техники, при которой рисунок наносится на целлулоид поверх кадров с живыми актерами. Эта технология отнюдь не была прорывной – кинематографисты применяли ее с начала XX века, ее активно использовал Уолт Дисней в своих мультфильмах конца 1930-х и 1940-х годов.
И всё же «Властелин колец» преподносился как инновационный проект. Для этого были основания, но скорее художественного, а не технического плана. Ральф Бакши собирался с помощью ротоскопии снять что-то вроде «нарисованного игрового фильма» в противовес прежним мультфильмам с анимацией, улучшенной благодаря этой технике.
Если в лентах Диснея актеры должны были по-мультяшному переигрывать и активно жестикулировать, то во «Властелине колец» режиссер настаивал, чтобы они играли так, как будто снимаются в серьезном игровом кино. Такой подход был призван добавить реализма. Вероятно, его можно считать предвестником техники «захвата движений» (motion capture), активно применяемой сегодня для создания компьютерных персонажей. В свою очередь отсутствие необходимости строить декорации и использовать бутафорию для съемок «Властелина колец» (их позже дорисовали художники) заметно скостило бюджет постановки.
Съемки многочисленных сцен с актерами прошли в Испании. Хотя изначально Бакши собирался наряду с ротоскопией использовать и обычную анимацию, чем больше он вникал в процесс, тем большую ставку делал именно на отрисовку живых людей.
Художники создали для «Властелина колец» много кадров традиционной рисованной анимации (без ротоскопии). Но в конце производства фильма Ральф Бакши решил практически полностью отказаться от нее в пользу «реалистичной» ротоскопии. В фильме остался только один персонаж, нарисованный без использования живых актеров, – древний энт Древобород
Впрочем, впоследствии режиссер признавался, что жалеет о таком прямолинейном использовании «живых» съемок: по мнению Бакши, нужно было применять их лишь в качестве отправной точки для создания кадров, а не пытаться дотошно передать реальность.
Большим разочарованием для Ральфа Бакши стала музыка к «Властелину колец». Режиссер хотел, чтобы в его версии Средиземья звучали гитарные запилы Led Zeppelin (члены рок-группы были фанатами книг Толкиена), но продюсеры выдали ему только «традиционного» композитора Леонарда Розенмана. Впоследствии Бакши недобрым словом поминал получившийся саундтрек, считая его насквозь клишированным. Впрочем, музыку к «Властелину колец» номинировали на Золотой глобус.
Недостижимый финал
В 1978 году первая часть кинодилогии была закончена. Титанический труд сотен художников, актеров и прочих членов съемочной группы позволил Бакши уместить в первом фильме события книги «Братство кольца» и первой половины «Двух башен». Всё шло по плану – во втором фильме оставалось показать события второй половины «Двух башен» и последней книги трилогии Толкиена «Возвращение короля».
Выходящий фильм должен был называться «Властелин колец. Часть первая», но тут начали происходить странные события. Из названия неожиданно исчезла «Часть первая». На студии United Artists, занимавшейся прокатом картины, удивленному Бакши объяснили, что зрители не пойдут на «половину фильма». Резонные замечания режиссера о том, что аудитория может почувствовать себя обманутой, когда обнаружит, что это и есть только половина истории, были проигнорированы.
К радости создателей фильма, чехарда с названием не отразилась на сборах: при довольно скромном бюджете в $4 миллиона лента заработала в прокате почти $30,5 миллионов. Однако студия вновь повела себя странно и просто отказалась от съемок запланированной второй части. В результате первая экранизация «Властелина колец» обрывается на эпичной сцене победы сил света над орками в битве при Хельмовой Пади. Войска предателя Сарумана повержены, королевство Рохан спасено и разделившееся братство кольца, казалось бы, может продолжить выполнение своей главной миссии. Но окончание этой истории так никогда и не было снято. Как заявил расстроенный Бакши, если бы он знал, что проект оборвется на полуслове, никогда бы не взялся за него.
Ральф Бакши: «Люди постоянно говорят мне, что я так и не закончил фильм. А я могу лишь повторять: «Именно так!»»