Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как курсанты вагон спалили и что после этого было

Рассказываю не затем, чтобы похвастаться лихостью бестолковой, а желая показать, как сцепление незначительных мелочей приводит к сокрушительным последствиям.

Помните знаменитое: " Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. "? И что из-за этого случилось? Да ведь и курсанты разлили, но подробности ниже. Вторая же линия рассказа - насколько по-разному вспоминают о событиях не то, что свидетели, но и прямые их участники. Удивительный феномен. Из-за этого даже поговорка возникла: "Врёт, как свидетель".

Фотография, кстати, с места события, горит как раз тот вагон, о котором и будет речь. Я опущу фамилии, всё это есть в свободном доступе на форуме нашего училища, только размазано в различных сообщениях, а мы попытаемся скомпоновать в одно целое.

Итак, в последних числах июня 1969 года рота курсантов 1-го факультета Севастопольского Высшего Военно-Морского инженерного училища после окончания третьего курса ехала в Заполярье на корабельную практику. На первом факультете готовили тогда специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок подводных лодок. Я же в то лето окончил второй курс дизельного факультета.

Руководителем практики, ехавшим тем же поездом, был капитан 1 ранга М., а его заместителем капитан 2 ранга В., на него уже было отправлено представление к присвоению звания капраза, он занимался научной деятельностью, готовился к защите диссертации.

В Запорожской области родственники комсорга одного из классов Андрея Н. передали кучу харчей, самогон и канистру с коньячным спиртом. А те, кто читает мои записи давно, должен помнить, что Запорожская область - это проклятье для начальников воинских команд, едущих на поездах, обязательно родня натащит для своих чад помимо сала и других полезных вещей, самогона.

Обычно в Москве была пересадка, а зазор между поездами позволял погулять по столице. На этот раз В. сумел сократить время пересадки и в город никого не отпустил, чем сильно разочаровал и настроил против себя курсантов. И после выезда из Москвы они начали бухать. Вообще-то спирт планировалось сохранить до Дня ВМФ, но с горя самогон кончился быстро и канистра пошла в ход.

И уже на этом этапе вклинивается другой участник и пишет, что никакого самогона не было, спирт везли из Севастополя, а водкой затарились в Москве. Отчего же возник пожар? Слово участнику: Выпили водку, захотелось продолжить. При разливе в бутылку из канистры пролили немного на столик Кто-то предложил поджечь пятно спирта. Андрей это начал делать, но его руки были в спирте (он разливал из канистры) Полыхнули руки, стал сбивать пламя и опрокинул бутылку. Полыхнуло на столе на полу, Ни чем потушить не удалось.

Спрашивается - а какого лешего стали поджигать, не проще ли было просто вытереть? Другие свидетели пишут, что как раз в этот момент их решил посетить В. и приближался к месту действия. Необходимо было избавиться от запаха, и быстро.

Третьи же пишут, что спирт-то разлился изначально на пол и вспыхнул от чьей-то сигареты.

Вагон был новый, с пластиковой отделкой. Окна тогда можно было при жаре открывать ради сквозняка. И полыхнуло на ходу так, что только сорванный стоп-кран позволил обойтись без обгорелых трупов, выбрасывались в какое-то болото по сторонам насыпи. Это произошло на 375-м километре Октябрьской железной дороги между станциями Бологое и Вышним Волочком.

Итоги. Вагон сгорел дотла. Наши курсанты, ехавшие теми местами на практику через месяц, видели его остов на станции и почтили минутой молчания. Перегорел также контактный провод и движение было заблокировано на 5 часов. Пять человек оставили под следствием в Калинине, остальные продолжили путь, многие без одежды и документов.

В Мурманске их запихнули в пустую казарму учебного отряда, пока выдали новую форму и выписали документы, спали на голых матрасах, ими же и укрывались. Еда была отвратительной (это даже после наших-то, отнюдь не царских училищных харчей) от нечего делать гоняли в футбол среди ночи при свете полярного солнца.

Капитана 1 ранга М. сняли с должности начальника кафедры и перевели на другую. Это про него рассказывали легенду, как хорошо приложившись к налитому на экзамене в графин вместо воды коньяку, он наставил кучу двоек и положил десять рублей под графин.

Капитана 2 ранга В. вместо присвоения очередного звания разжаловали до каптри, сняли со старших преподавателей, диссертацию он не защитил. Сломали мужику карьеру. Потом он дорос опять до капдва, но и только.

Четверых курсантов отчислили из училища, отслужив год в различных частях, они вернулись, выпустились на год позже однокурсников, дослужились до капитанов 2 и 1 рангов. Андрея осудили на два года дисбата. Когда он после отсидки попытался восстановиться в училище, ему отказали.

Это из ряда вон выходящее происшествие не могло не задеть и нашего замечательного начальника училища вице-адмирала Крастелёва Михаила Андрониковича. Он так мечтал, чтобы наша безымянная "система" получило в 1970-м, году столетия Ленина, имя вождя - училище под его руководством добилось замечательных успехов по успеваемости и научной работе, - и всё впустую из-за нескольких оболтусов. И самого адмирала уволили в запас немедленно по достижению им 60-ти лет, хотя на этой должности он мог бы спокойно служить ещё лет пять.

Михаил Андроникович участвовал во всех пяти боевых походах ПЛ «Л-3». За этот период подводной лодкой потоплено 18 кораблей и судов противника. За мужество и героизм в период боевых походов Крастелёв был награждён орденом Боевого Красного Знамени (1941 год) и орденом Ленина (1942 год). В январе 1944 года,М. А. Крастелёв был назначен командиром БЧ-5 крейсерской подводной лодки К-52 и участвовал во всех боевых походах корабля. Был награждён в 1945 году вторым орденом Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны. Жаль его.

А может быть, и Главкому ВМФ Горшкову пришлось пережить по этому случаю неприятные моменты, дело-то громкое.
Вот тебе и Аннушка...