Немного истории: советские танки Т-26 и радиосвязь 30-х годов. Оказывается, все было не так и плохо. Результат, правда, отрицательный..
Мысль о качестве советских легких танков, и, их роли в Финскую войну и начале Отечественной, пришла, как ни странно, в Финляндии. Там, к северу от Хельсинки, есть местечко Парола, где находится известный танковый музей. Там, на пригорке, среди сосен, стоит целая линейка танков Т-26 разных серий, почти все советские, полученные Финляндией в качестве трофея и прослужившие еще почти два десятка лет после войны.
Некоторые танки, типа того, что на фото, уникальные - это единственный экземпляр серии 37-го года, который вообще сохранился в мире.
Есть и знаменитый танк, с реальными пробоинами после боев 39го - 40го года, не стали они его приукрашивать, стоит как есть почти 80 лет:
Бесконечно долго можно писать об этих красавцах, построенных по лицензии англичан начиная с начала 30-х годов, естественно модернизированных - сменили орудие на убойное по тем временам 45-мм, и оставили одну башню. Построили их дикое кол-во, только на начало 41го года в строю было 10 000 этих легких танков.
Кстати, сами англичане так и не приняли этот танк на вооружение, зато активно продавали разным странам как сами танки, так и лицензии. Те же финны прикупили несколько десятков для своего единственного батальона.
Да, а причем здесь радиосвязь? Глядя на эти железные коробки, вспомнилось знаменитое сражение под Дубно, 41го года, когда шесть советских танковых корпусов пытались срезать немецкий механизированный клин на юго-западном направлении. Именно это сражение было действительно массовым, более 4500 танков с обеих сторон. Причем наших было почти на порядок больше. Общеизвестен результат, контрудар не удался, большинство танков потеряно, в том числе вполне бойкие Т-26, которые были в целом не хуже немецких Т-1 и Т-2.
О причинах поражения написаны тонны литературы. Основная причина - растопыренность контрударов и рассогласование на разных уровнях управления от взвода до генерального штаба. Как пишут историки: "Немцев спасло только полное отсутствие взаимодействия между атакующими советскими частями. Поэтому, сдерживая один из мехкорпусов позиционными боями, они бросали свои подвижные части на другой….". Отчего же не сработала радиосвязь хотя бы на уровне одного мехкорпуса, не говоря уже о координации всех шести? Сначала я подумал-подумал: типа как всегда - не было радиостанций на танках и управлениях низшего звена. Однако Интернет выдал в общем другую картину - "Если мы возьмем брутто-цифры по всем западным округам, то на 22 июня в них числилось 1993 танка "Т-26" однобашенных линейных, 1528 шт "Т-26" (76%) однобашенных радийных" - то есть основная масса танков была радиофицирована!! Не говоря уже о батальоном, полковом и выше звеньях.. Значит причина не в этом...
Во-первых, немецкие войска разумнее, чем советские, пользовались всеми видами связи, и координация различных родов войск в немецкой армии в тот момент вообще была, к сожалению, много выше, чем в Красной Армии.
Во-вторых, форсированные марши (вследствие неразберихи управления) приводили к излишне высоким вне боевым потерям матчасти от поломок и аварий, растягиванию и отставанию подразделений, а значит – к изначальной потере полноценного управления мехкорпусами их командирами. Не говоря уже о вышестоящих штабах. Тут и спутниковая связь не помогла бы...
В-третьих, ... Лучше не писать.
Вот и крепкие Т-26 были потеряны за первые полгода войны - почти 10 000 танков - целая группа армий. Только отдельные экземпляры остались в музеях нашей страны и сопредельных государств типа Финляндии...
Пара танков Виккерс МК-Е (родной отец и брат наших Т-26) в той же Пароле - говорят на ходу, правда последние десятилетия их не выпускают из ангара :-)